
Беззубый сериал на социально значимую тему.
Программист Антон (Илья Малаков) вместе с любимой девушкой Сашей (Валерия Куликова) готовятся к переезду на Кипр. Иностранная фирма предложила айтишнику солидный контракт. Пока пара едет в такси, Антону поступает тревожный звонок от соседки — мама парня уже месяц не выходит из квартиры. Программист возвращается в Краснодар и отправляется на поиски, которые приведут в логово цыганской мафии, а заодно познакомят с некоммерческой волонтёрской организацией. Добровольцы ищут пропавших людей и выручают оказавшихся в беде. Кажется, Кипр для Антона отменяется.
Над «Правом на свободу» работала сплочённая группа энтузиастов. Генерального продюсера проекта Андрея Феофанова зацепила статья о мафии, которая заставляет пожилых людей просить милостыню. Вместе с командой молодых сценаристов продюсер начал разрабатывать идею сериала. Среди авторов сценария дочь Феофанова Варвара (звезда черной комедии «1703») и ее муж Артём Дубра. Феофанова и Дубра — ученики Виктора Рыжакова и бывшие участники театра «Июльансамбль». Получился редкий для отечественной киноиндустрии семейный сериал. 27-летний Дубра, ранее ставивший только спектакли, выступил режиссёром, а его супруга исполнила одну из главных ролей.
«Право на свободу» подробно останавливается на работе необычной волонтёрской организации. «Либертас» руководит бывший военный, а ныне владеющий частным охранным предприятием Кирилл (Кирилл Кяро). Помогают лидеру гиперответственная и находящаяся на грани эмоционального выгорания Вика (Феофанова) и добродушный оптимист Илья (Олег Чугунов). Широта бэкграунда и характеров героев показывает, что волонтёром может стать каждый. Важно только в какой-то момент остановиться, оглянуться по сторонам и найти в себе желание помочь незнакомцу. Резкая трансформация происходит в типичном айтишнике Антоне. Вечно думающий о коде парень в очках (выглядит герой как ходячее клише) осознаёт, что преступно мало общался с матерью, и хочет искупить вину. Программист мог бы спокойно уехать на Кипр, как хочет Саша, но сын готов на всё, чтобы найти потерявшуюся. Встреча с волонтёрами в корне меняет мировоззрение молодого человека.
В первых четырёх эпизодах сериал живописует жестокий мир эксплуатации попрошаек и рехабов, в которых над наркоманами издеваются всеми доступными способами. С одной стороны, это важные социальные проблемы, показанные в реалистичном ключе. С другой — создатели проекта пробегаются по проблеме современного рабства, не исследуя детально поставленные вопросы. Каждый случай, с которым имеют дело ребята из «Либертас», превращается в авантюрное приключение. Главное, как вытащить конкретного человека из сложившихся обстоятельств. Волонтёры прикидываются полицией и эвакуируют нищих, а в другой раз подключаются к серверу рехаба и выкладывают прямую трансляцию в Сеть. Как подобные страшные эпизоды вообще возможны, никто разбираться не хочет и не будет. Нет в сериале и реальных выходов из сложившегося положения. Волонтёры признаются, что помочь могут далеко не всем, а система к малоимущим и бесправным относится неприязненно или безразлично.
«Право на свободу» — маленькая энциклопедия современного рабства. Сериал выглядит несколько бездушной экранизацией торопливо написанной статьи из «Википедии». Да, на экране появляются волонтёры, вызывающие эмпатию, но члены «Либертас» действуют как непрофессионалы, которые по ходу пьесы вместе со зрителями выясняют, с чем имеют дело. Подобная наигранная и искусственная драматургическая структура призвана открыть аудитории глаза. Не очень понятно, какие у «Права на свободу» плюсы перед честным документальным проектом. А если требуется художественное осмысление ужасов рабства, можно посмотреть выразительную и искусно сделанную драму Михаила Бородина «Продукты 24».
Сериал Артёма Дубры проваливается в яму между неигровым и авторским кино, которому гораздо лучше удаётся справляться с социальными вызовами. «Право на свободу» — плохо собранный конструктор. Создатели хотят, чтобы аудитория обратила внимание на важные проблемы общества, но не заскучала и не выключила телевизор. Получается натужно и дидактично.