
Отечественный ответ «Тьме», который не оправдывает ожиданий.
Научно-фантастический триллер «Прометей» от режиссера Максима Свешникова («Плейлист волонтера», «257 причин, чтобы жить») и сценариста Вадима Свешникова («Елки 5», «Контейнер») считался одной из самых любопытных отечественных новинок декабря. Премьера шоу прошла на минувшем Международном московском фестивале, где «Прометей» получил множество теплых, но достаточно сдержанных отзывов. В промокампании «Кинопоиска» братья Свешниковы как могли накручивали интригу вокруг нового проекта, сравнивая его с культовыми зарубежными сериалами «Грань» и «Тьма», блокбастерами Кристофера Нолана «Довод» и «Начало». Научно-фантастический триллер «Прометей» и правда во многом равняется на западные жанровые аналоги, однако сказать, что шоу оправдывает хотя бы часть из проведенных параллелей, все же сложно.
1998 год. Самолет, выполнявший рейс из Барнаула в Москву, внезапно пропадает с радаров диспетчеров. Длительные поиски воздушного судна ни к чему не приводят. Спустя 22 года в одной из столичных квартир раздается телефонный звонок, мужчина на противоположной стороне провода уверяет, что является пассажиром исчезнувшего борта, — увы, связь с ним быстро пропадает. Бывший сотрудник спецслужб и член государственного аппарата Шапошников (Филипп Янковский) берет загадочное дело под личный надзор и собирает команду специалистов: независимую журналистку Анну (Любовь Аксенова), преподавателя физики Вадима (Дмитрий Чеботарев) и инженера Никиту (Александр Алябьев). Вместе они начинают распутывать клубок мистических событий, так или иначе связанных со злополучным рейсом. Как нельзя кстати пропавший самолет обнаруживается в горах Алтайского края — невредимый, но совершенно пустой.
В интервью «Кинопоиску» режиссер «Прометея» Максим Свешников признался, что во время создания сериала вдохновлялся древнегреческими мифами, научными трудами Стивена Хокинга и Митио Каку, легендами народов Алтая. На деле же основную сюжетную завязку «Прометей» заимствует у «Манифеста» — малоизвестного сериала американского канала NBC, в списке продюсеров которого можно увидеть, например, автора трилогии «Назад в будущее» Роберта Земекиса. В «Манифесте» пассажиры рейса, летящего с Ямайки в Нью-Йорк, тоже попадают в зону турбулентности и пропадают с радаров диспетчеров на целых пять лет. Благо, невероятные сценарные совпадения «Прометея» и «Манифеста» ограничиваются пилотными эпизодами, далее каждый идет своей дорогой.
Будучи мастером простых человеческих историй, Свешников не может найти опоры, когда дело доходит до сверхъестественного, — не хватает опыта и навыков для работы в условной реальности. «Прометея» частенько заносит на поворотах: сюжет о физическом парадоксе обрастает элементами откровенной мистики — шаманами и привидениями, осознанными сновидениями и предсказаниями будущего. Проблема в том, что все эти составляющие не особо монтируются, а иногда и вовсе противоречат друг другу. Создается впечатление, что братья Свешниковы так и не смогли определиться, что они снимают — научно-фантастический экшен, конспирологический триллер или актуальный нынче фолк-хоррор. «Прометей» пытается быть всем и сразу, но, как это часто бывает, ничем до конца в итоге так и не становится.
Следить за ходом расследования Шапошникова и его команды как минимум любопытно, пусть диалоги порой и кажутся натужными и искусственными. Отдельно впечатляет саунд-дизайн композитора Максима Кузниченкова («Плейлист волонтера»), который делает любую сцену живой и динамичной. У каждого персонажа «Прометея» есть свой образ: Анна — бесстрашная и неукротимая, Вадим — добрый и эмпатичный, Никита — смешной, сам Шапошников — просто загадочный. За заданные рамки архетипов ни один из членов команды так и не выходит, что для структуры горизонтального сериала, которая традиционно строится на развитии персонажей, губительно.
Любую новую информацию о загадочном рейсе Свешниковы подают крохами, как правило, в финале каждого эпизода — всегда в качестве клиффхэнгера. Делается это с понятной целью — удержать аудиторию на крючке и заставить посмотреть следующую серию. Однако в случае с «Прометеем» проверенная манипуляция просто не работает — расследование разворачивается слишком вяло, экшен-эпизоды неоправданно затянуты. Зритель с большой вероятностью утратит связь с происходящим на экране задолго до непосредственно сюжетного поворота, а то и вовсе откажется от просмотра на середине серии. Такими темпами ждать выхода второй половины сезона «Прометея» будет элементарно некому — что жаль, ведь творение Свешниковых вполне может разогнаться к финалу.