Красивая пустышка, которой удалось обмануть сотни зрителей.
Аниме «Провожающая в последний путь Фрирен» интриговало с момента анонса. Во многом стоит благодарить по-хорошему интересную завязку: вместо классического фэнтези об очередной победе добра над злом авторы предложили взглянуть на то, что происходит после привычного финала. Мир застыл в покое и изобилии, герои получили полагающиеся достаток и почет, но обычная жизнь продолжает идти своим чередом. Вот и возникает вопрос, что же происходит после «жили долго и счастливо», на который якобы и собирается ответить «Фрирен».
Герой Химмель со своим отрядом одолел Короля демонов и с честью вернулся домой. Их приключение заняло десять лет и произвело неизгладимое впечатление на каждого — кроме разве что эльфийки-волшебницы Фрирен, для которой проведенное в дороге время показалось очень недолгим. Спустя годы девушка застала старение и смерть бывших товарищей, что привело к откровению: на деле десять лет странствий оставили куда больший след, чем казалось на первый взгляд. Со смертью Химмеля Фрирен осознала, что человеческая жизнь куда ценнее и интереснее, чем казалось эльфийке раньше, и волшебница решается на новое путешествие, цель которого — понять людей и отрефлексировать наконец проведенные с Химмелем годы.
В путь Фрирен отправляется не одна. Довольно быстро она находит ученицу в лице Ферн — девушки, которую воспитывал Хайтер, еще один боевой товарищ из отряда Химмеля. Немногим позже к девушкам присоединяется Штарк, молодой воин и ученик последнего члена отряда, гнома Айзена. Втроем они пройдут немало дорог — приключение займет не меньше десяти лет.
Японской культуре присуща некоторая созерцательность и тяга к размышлениям. Логично, что подобное встречается и в аниме: кроме «Фрирен» можно вспомнить аниме вроде «Путешествий Кино» или «Вайолет Эвергарден». Последнее, к слову, исходило из похожих предпосылок и вполне успешно справилось с задачей. А вот «Фрирен», как ни удивительно, в итоге оказалась обманкой. Но обманкой интересной.
Первые эпизоды действительно выстраивают обещанный нарратив: волшебница выполняет какие-то простые бытовые поручения, будь то поиски определенного вида цветов или расчистка берега от разбившихся кораблей. За помощь эльфийка просит плату гримуарами (так называют книги с заклинаниями): поиск новых заклинаний, сколь бы бесполезными они ни были, остается ее главным хобби. Ситуация несколько меняется разве что с появлением Штарка, на плечи которого ложится задача по спасению деревни от грозного дракона: медлительность повествования набирает темп и выходит на типичное боевое фэнтези. Но авторы все еще «держатся», и фокус не смещается на стандартные вещи: куда больше внимания по-прежнему уделяется рефлексии, воспоминаниям и созерцанию, ради которых все якобы и затевалось. Однако бой с драконом — звоночек, на который стоит обратить пристальное внимание.
Первый сезон «Провожающей в последний путь Фрирен» состоит как бы из двух частей, которые логично делятся на сюжетные арки. Первая из них — своего рода вступление: Фрирен задается целью и закладывает фундамент всего будущего путешествия, параллельно формируя определенный повествовательный канон с уже неоднократно упоминавшимися медитативностью, неторопливостью и пассивностью наблюдателя. Вторая же вращается вокруг специального экзамена для волшебников, который предстоит проходить и Фрирен, и ее ученице Ферн. И первая в своем подходе делает крайне интересную вещь, которую, кажется, многие не заметили, — ломает изначально заявленную структуру. Но отходит от формулы с невероятной изящностью.
Фишка в том, как именно первая арка завершается. Фрирен и ее маленький отряд впервые сталкиваются с полноценным противником в лице демонессы Ауры, бывшей помощницы Короля демонов. Аура осаждает небольшой городок, но к моменту прибытия героев уже ведет переговоры о перемирии. Фрирен, неоднократно сталкивавшаяся с демонами, сразу же распознает опасность, которая — спойлер! — приводит к прямой конфронтации. В итоге небольшой сюжет о противостоянии Фрирен демонам выливается в несколько серий, с непременной масштабной битвой в финале. И если подсюжет со Штарком был звоночком, то к этому моменту у зрителя окончательно должна закрепиться мысль, что его открыто обманывают.
Прежняя неспешность отходит на второй план в угоду более привычному сёнэн-повествованию: большую часть эпизодов в осажденном городке герои заняты непосредственно сражениями и, в общем-то, не особо заботятся о том, чтобы напоминать зрителю об изначальной задумке. Заявленная жизнь в мире, где зло давно побеждено, вдруг оказывается неправдой, а на передний план выходят даже не новые враги, а вполне себе старые: буквально те же самые демоны, с которыми в прошлом уже сталкивалась Фрирен. По всей видимости, их появление должно в какой-то мере тоже сработать на общий «ностальгический» вайб. На деле же просто показывает некоторую несостоятельность Химмеля как героя, который после всех злоключений не смог по-настоящему победить зло.
Справедливости ради стоит сказать, что «Фрирен» и правда сёнэн: оригинальная манга выходит в издании Shounen Sunday, в свое время ставшего домом таким сериям, как «Детектив Конан» и, допустим, «Песнь ночных сов». Интересно, что оба примера как раз не скатываются в привычный баттл-сёнэн, что по какой-то причине делает «Фрирен».
Окончательно «лицо» аниме формируется ко второй половине, где стартует подсюжет с экзаменом. Место «залипательной» истории о несколько бесцельном (на самом деле нет — как мы помним, цель-то у Фрирен все же присутствует, но не мешает отвлекаться на мелочи) путешествии на время занимает совершенно типичная арка об обучении и становлении со всеми жанровыми особенностями. Как и ожидается от баттл-сёнэна, резко вводится несколько десятков новых персонажей, которые вынуждены в той или иной мере противостоять друг другу или какому-то более масштабному злу. Наиболее явно жанровые условности проявляются в трех экзаменах, которые должны пройти участники: за время их проведения зритель успевает познакомиться ближе с, видимо, важными в дальнейшем героями и оценить авторские способности по созданию экшен-сцен. А чтобы никто не забывал, что перед нами не просто типичный сёнэн, а все же «медитативный» сериал, раз в несколько эпизодов будут появляться привычные флешбэки или, допустим, вставки в виде «мирных» серий.
«Провожающая в последний путь Фрирен» — невероятно талантливая обманка: судя по отзывам в Сети, у большинства зрителей совершенно не возникло ощущения, что что-то не так. И не важно, что аниме на десяток серий попросту отказывается от изначальной задумки для того, чтобы внезапно «поиграть мускулатурой». Причем шоу заигрывается настолько, что ключевые, казалось бы, герои вроде Штарка полностью пропадают из повествования. Реализация крайне топорная, но, на удивление, схема оказалась рабочей: достаточно напоминать об изначальной задумке и ключевых фишечках, чтобы зритель не заподозрил откровенный подлог. Ну и сверху все «полирнуть» финальным эпизодом, который вновь сулит медитативные приключения, подкупившие многих в самом начале.
В какой-то мере «Фрирен» — настоящий мастер-класс по тому, как правильно обманывать ожидания и делать это так, чтобы зритель ничего не заподозрил. Однако надувательство все же остается надувательством, а особо внимательные все-таки заметили проблемы. Даже интересно, куда пойдет второй сезон: продолжит путь обмана или все же вернется к изначальной концепции. На последнее, если честно, надежды крайне мало.