На онлайн-платформе «Амедиатека» состоялся релиз «Рами» — заведомо одного из лучших сериалов этого года. Рассказываем, почему комедии о жизни мусульман в США стоит дать шанс.
Рами живет в Нью-Джерси с родителями, когда-то сбежавшими из Египта в США в поисках лучшей жизни для детей, и своей сестрой, которой, несмотря на приличный возраст, запрещают полноценно жить. После очередного неудачного стартапа Рами оказывается без работы, поэтому нехотя соглашается на подработку у своего дяди, продающего бриллианты на престижной Бриллиантовой улице в Нью-Йорке.
В этом десятилетии у комедийных сериалов произошел ренессанс, который когда-то случился и с ТВ-драмами в начале нулевых. Зрители и пресса поняли, что кабельное телевидение и стриминговые сервисы могут предложить бескомпромиссные и актуальные комедии, лишенные цензурированных и табуированных тем. Если в начале 2010-х главные сериальные награды в своей категории делили «Американская семейка» и «30 потрясений», выходящие на каналах ABC и NBC соответственно, то к концу десятилетия, в 2019 году, основная борьба развернулась между продукцией кабельного канала HBO («Барри», «Вице») и стриминговых платформ Prime Video («Дрянь», «Удивительная миссис Мейзел») и Netflix («Матрешка»).
Причем борьба в категории развивается так стремительно, что невольно подмечаешь: часть современных комедий еще 5 лет назад показались бы слишком рискованными проектами. «Рами», вышедший на платформе HULU, однозначно входит в эту категорию сериалов — к тому же отвечает на запрос политики diversity дать голос тем слоям США, которые редко представлены в искусстве.
Сериал стендап-комика Реми Юссефа продолжает традиции Луи С.К. и Азиза Ансари: их схожесть не заканчивается на том, что это практически автобиографические сериалы, в которых комики играют самих себя. «Луи», «Мастер на все руки» и «Рами» схожи сайнфелдовским абсурдным отношением к обыденности и желанием экспериментировать, разрушив границы дозволенного в комедийном сериале.
Комичность в своем сериале Юссеф черпает из собственной жизни. Он сам, как и его герой, представитель первого поколения американских мусульман (родился и вырос уже в США): Рами разрывается между праведным египетским сообществом, в котором жизнь рассматривают как нравственное испытание, и поколением миллениалов, привыкших жить в свое удовольствие.
Конфликт между двумя сообществами лучше всего представлен в эпизоде, в котором 10 летний Рами из-за разговоров со сверстниками знакомится с мастурбацией в дни, когда «Аль-Каида» совершила теракт во Всемирном торговом центре 11 сентября 2001 года. Казалось бы, такую щекотливую тему представитель мусульманского сообщества мог бы обыграть с позиции жертвы, как это было в фильме «Меня зовут Кхан», но Юссефу интереснее срифмовать главный теракт в американской истории с неспособностью героя мастурбировать, пройти этот обряд инициации и стать другом для одноклассников.
Если бы Юссеф держал в объективе заглавного героя все 10 серий, получился бы крепкий комедийный сериал, но во второй половине сезона он смещает фокус на других членов семьи Рами, выводя сериал на уровень если не потенциально великого, то точно важного для нашего времени. Как и в «Мастере на все руки», создатели показывают, как живут люди вокруг героя — дополнительно препарировать стереотипы о мусульманском сообществе получается в эпизодах, посвященных матери и сестре героя. Первая, устав от домохозяйства и постоянного одиночества, начинает работать водителем в Uber, но сталкивается с отчужденностью современных американцев. Сестра Рами старается избавиться от надзора со стороны родителей, основанного на гендерной предвзятости в исламе.
«Рами» не старается угодить массовому зрителю, но и не сужает свою потенциальную аудиторию до мусульман, готовых к самокопанию. Это такое драмеди, в котором есть много удачных шуток, но гэги не идут с пулеметной очередью, а редкие вкрапления драмы добавляют сериалу глубины, но не выбивают внаглую слезы. «Рами» еще ждет проверка вторым сезоном, который выйдет в следующем году, а пока он остается одним из тех сериалов, про которые говорят, что он недооценен или незаслуженно упущен из виду. Это и правда один из самых оригинальных и необычных сериалов года, который пока что просто не нашел своего зрителя.
Первый сезон сериала уже доступен на Амедиатеке