Неспешные и слишком узнаваемые хроники эпидемии.
Пережившая личную трагедию вирусологиня Аня (Марина Александрова) оставляет работу в Москве и бежит в Новосибирск. Специалистка рассчитывает спрятаться в научно-исследовательском центре от психологических травм и ограничить круг общения колбами и мензурками. Аня случайно видит в Интернете ролик о могильнике близ алтайской деревни Кедровка, куда мясокомбинат нелегально сбрасывает отходы. В тайне ото всех вирусологиня выезжает в глушь и обнаруживает, что местные жители испытывают симптомы тяжёлой инфекционной болезни. Первое время Ане помогает только деревенский фельдшер Егор (Максим Емельянов).
Все десять эпизодов снял Сергей Пикалов, режиссёр второго сезона сериала «В клетке» и «Мятежа». За сценарий отвечал почти дебютант Кирилл Притула, прежде работавший только над парой коротких метров. Никаких действительно громких проектов за плечами создателей пока нет.
В 2024 году сериалом об эпидемии зрителя не удивишь, тем более что большая часть аудитории, к сожалению, на собственном опыте познакомилась с масочным режимом и карантином. В алтайской деревне Кедровка про коронавирус слышали, но по большому счёту пандемия отдалённый населённый пункт обошла стороной. Конечно, вспышка вируса в крупном городе привела бы к более страшным последствиям, но авторы «Точки ноль» постепенно нагнетают напряжение и увеличивают градус трагедии. Поначалу эпидемия в деревеньке кажется незначительным событием, но только не для Ани, которая сразу же понимает примерные последствия распространения заболевания. До города-миллионника вроде бы далеко, но, если окажется заражена река, ситуация резко ухудшится. Кроме того, в деревню после начала карантина заезжали торговцы продовольствием, которые затем спокойненько отправились в крупные населённые пункты, а одно из семейств сбежало в неизвестном направлении. Не исключено, что распространять заразу могут собаки, лисы или волки. Авторам неплохо удаётся показать геометрический рост опасности.
В «Точке ноль» фактически нет динамичных эпизодов. Вышел скорее разговорный проект, в котором, кажется, и не нужно дополнительно усиливать тревожное состояние, достаточно поместить в центр повествования правильную героиню. Правда, экшен мог бы несколько разбавить неспешное повествование, добавить искры. В первых эпизодах мы точно не знаем, что же произошло с Аней в Москве, но специалистку мучает чувство вины и гипертрофированное желание помогать. Вполне логично, что вирусологиня не прошла мимо тревожного сигнала в Кедровке, а поспешно бросилась в очаг эпидемии. Нельзя сказать, что это принципиально новая героиня, но любопытная. С одной стороны, Ане словно бы нечего терять, отсюда смелость. С другой — нет сомнений, что женщина большая профессионалка своего дела. С третьей — из-за ошибок прошлого специалистка постоянно сомневается и чересчур переживает. Вирус в Кедровке становится для Ани личным вызовом. Второе поражение учёная может не пережить.
Кедровка застряла где-то в глухом Средневековье. Деревенские жители решительно не понимают опасностей инфекционного заболевания и даже после появления первой прикованной к кровати пациентки в тяжёлом состоянии продолжают ходить друг к другу в гости, обниматься, танцевать и радоваться жизни. С каждой серией веселья будет всё меньше, а осознание беды накроет наивных сельчан. Народная медицина опускает руки перед лицом вируса.
Сериал несколько распыляется. Сценаристы рисуют подробные портреты коллег Ани, которые остались в НИИ в Новосибирске и поначалу пытаются найти специалистку и понять, что же происходит где-то на Алтае, дистанционно. Нам долго и упорно показывают чиновничьи подковёрные игры и конфликт главврача больницы и руководительницы научно-исследовательского центра. Не забывают авторы и о сбежавшем из деревни семействе, которое выживает в глуши. «Точка ноль» страдает от телевизионного формата с обилием ненужных пауз, фоновой музыки и необходимости растянуть повествование. Десять эпизодов легко упаковались бы в восемь, а то и шесть серий.
«Точке ноль» по динамике и экшену далеко до «Эпидемии». Сериал Пикалова и не пытается концентрироваться на панической реакции людей в условиях беды, важнее действия вирусологини в экстремальной ситуации. Едва ли «Точка ноль» потягается и с «Нулевым пациентом», хотя в сюжетном плане у проектов много общего. Сериал с Александровой часто топчется на месте, а потому захватывающим шоу трудно назвать. У создателей получился достойный проект на надоевшую тему со слишком хорошо знакомыми элементами. Никогда не лишним будет предостеречь людей от беды и напомнить о медленном реагировании властей на жизненно важные проблемы. Но пандемия коронавируса стимулировала создание слишком большого количества проектов об эпидемиях. Интерес вызывают только выдающиеся, остальные же остаются то ли учебником по ОБЖ, то ли очередной реконструкцией недавних событий. «Точка ноль» едва ли выделяется на общем фоне.