Апокалипсис, технофобия и тру-крайм от создателей культового «OA».
Когда-то, много лет назад, Дарби (Эмма Коррин) и Билл (Харрисон Диккинс) — участники тру-крайм форума и по совместительству влюбленные друг в друга подростки — собственными усилиями раскрыли серию убийств молодых женщин, которыми упорно не хотела заниматься полиция. Спустя шесть лет Дарби, выпустившая книгу по мотивам произошедшего, становится одной из многочисленных гостей техномиллиардера Энди Ронсона (Клайв Оуэн), который устраивает своеобразный ретрит в небольшом отеле в Исландии. На ужине у Ронсона Дарби внезапно встречает Билла, которого не видела все эти годы. Как выясняется, Билл приехал по приглашению Ли Андерсен (Брит Марлинг), некогда известной хакерши, а ныне супруги Ронсона. Увы, на этом спокойная жизнь Дарби заканчивается: в отеле начинают происходить убийства, и только она способна найти преступника.
Новая волна популярности жанра whodunit принесла свои плоды: дуэт Брит Марлинг и Зака Батманглиджа, широко известный, в частности, по печально незавершенному нетфликсвоскому сериалу «OA», вернулся в строй с абсолютно новой историей. Идейно «Убийство на краю света» остается преданным лейтмотиву творчества сценаристов, которые на протяжении многих лет изучали пределы человеческих возможностей, культивировали травму как точку духовного роста и всячески заигрывали с мистическим.
И если «OA» в свое время называли «”Твин Пиксом” для миллениалов», то «Убийство на краю света» хочется сравнить с «Шерлоком» эпохи зумеров (о чем неоднократно упоминается в самом сериале). При этом структурно шоу Батманглиджа и Марлинг скорее напоминает детектив в стиле Агаты Кристи: двенадцать талантливейших людей со всего мира собираются в заснеженном исландском отеле, чтобы обсудить новые стратегии будущего, которое, как это часто бывает, находится на грани апокалипсиса. Увы, в самый ответственный момент происходит страшное — один из гостей погибает. В лучших традициях Конан Дойла Дарби самозабвенно отправляется на поиски загадочного убийцы, используя в качестве незаменимого напарника Джона Ватсона искусственный интеллект Рэй — своего рода продвинутую версию Siri, которая способна не только серфить Интернет, но и в случае острой необходимости набрать горячую ванну после морозной прогулки.
Забавно, что помимо очевидных отсылок к мастерам классического детектива — Агате Кристи и Конан Дойлу — Марлинг и Батманглидж умудряются вшить в сюжетное полотно «Убийства» аккуратные референсы к актуальным нынче скандинавским триллерам («Убийство», «Фортитьюд», «Девушка с татуировкой дракона») и даже внезапно киберпанку («Бегущий по лезвию», «Джонни-мнемоник»). Сама Дарби унаследовала дедукцию Шерлока Холмса, хакерские навыки Лисбет Саландер и даже депрессивный синдром Харри Холе, главного героя серии детективных романов норвежского писателя Ю Несбё.
С таким количеством интертекстуальности «Убийство на краю света» вполне могли бы затеряться среди других постмодерновых детективов-однодневок, однако в какой-то момент становится понятно, что сюжетная линия расследования выступает лишь двигателем сюжета, а главная интрига сериала лежит в плоскости личности самой Дарби, которая раскрывается перед зрителями в многочисленных флешбэках. По сути, Марлинг и Батманглидж создают историю внутри истории, превращая условные «Десять негритят» в ретро-футуристичный киберпанк с размышлениями о любви, смерти, техническом прогрессе и климатической катастрофе. При этом при взгляде на шикарный визуальный ряд «Убийства» создается четкое впечатление, что в новый проект сценаристов по-настоящему поверили. Впрочем, завораживающие снежные пейзажи, фантастические декорации и актеры класса А — лишь малая часть того, что может предложить сериал зрителям.