Спорный отечественный сериал о сильной женщине, встречающей исторические перемены.
1930 год. Главная героиня – Зулейха, обыкновенная татарская крестьянка, живущая в деревне со своим мужем. Мирная семейная жизнь прерывается вторжением красногвардейцев, которые убивают её мужа и ссылают Зулейху в Сибирь. Так начинается сериал Егора Анашкина, рассказывающий о тёмных страницах отечественной истории – о массовом раскулачивании крестьян, обернувшемся масштабной трагедией для всего народа. Коллективизация в Татарстане, где происходит действие первых серий, так и вовсе отличалась своими темпами и масштабами – республика занимала третье место по стране, страдая от экспроприации зажиточного крестьянства.
В силу противоречивости материала «Зулейха» была обречена на вспышку зрительских жалоб и недовольств: одни недовольны тем, как в сериале демонстрируют мусульманское духовенство и жизнь татарского народа, другие обличают сериал в недостаточной исторической достоверности и демонизации советской власти, выражая тем самым необъективные исторические взгляды. Иначе говоря, уже первый час сериала провоцирует у зрителя целую лавину неоднозначных ощущений. «Зулейха» построена на резком контрасте характеров персонажей: непреклонный и хладнокровный красноармеец Игнатов (Евгений Морозов) – образ, собранный в соответствии с модой на демонизацию большевиков. Сыгранная Чулпан Хаматовой Зулейха – кроткая 30-летняя крестьянка с выразительными глазами и чутким сердцем, которая стоит на пороге больших потрясений и которой суждено стать по-настоящему сильной и свободной женщиной (и здесь тоже учтены феминистские тренды).
Столкновение характеров по большей части условно и выглядит искусственно, хотя сама фактура сериала проработана достаточно реалистично и позволяет нам полюбоваться вполне натуралистичными пейзажами и интерьерами. Это касается и сцен в мечети, переоборудованной для ночлега раскулаченных крестьян и оторванных от привычной жизни мулл, и эпизодов в избе главной героини – не возникает ощущения нарочитой декоративности. Тем более что сериал снимался в уникальном месте – этнографическом музее под открытым небом.
Тем не менее в попытке оставаться натуралистичными и непредвзятыми авторы сериала невольно уходят в схематизм – упрощённость чувствуется и при первом появлении героев, и при последующих сценах, раскрывающих их характеры и историю (особенно это касается флешбэков времён Гражданской войны, в которой лейтенант Игнатов выступает страстным борцом за идеи революции). Флешбэки и драматические эпизоды начинают подрываться изнутри и выдают свою стерильность – одну из самых популярных и надоедающих «фишек» ТВ-сериалов. «Зулейха открывает глаза», к сожалению, не избежала этого, наступив ровно на те же грабли.
Чтобы быть честным экскурсом в советскую историю, «Зулейха» чересчур скована своим форматом – в нём довлеет субъективизм и художественный символизм (Зулейха здесь становится символом самообладания и женской выносливости); чтобы быть драматическим высказыванием, сериал чересчур бережен, стерилен и строго дозирован. Как и большинство телевизионных поделок, он не может удержаться на двух ногах – «Зулейха» существует только за счёт своей включённости в ожесточенный антисоветский и колониальный дискурс, который разворачивается на интернет-форумах.