Расслабься, Лютер, все намного хуже, чем ты думаешь...
Тайный агент американского правительства во время выполнения задания теряет всю свою команду и оказывается под подозрением в предательстве. Чтобы очистить свое имя, он должен уличить настоящего «крота». Для этого агенту нужна приманка – перечень всех «нелегалов» ЦРУ с их именами и псевдонимами. Скачать этот список можно только с самого защищенного сервера управления, и герой собирает отряд из бывших агентов, способных провернуть эту аферу. Когда один из агентов, суперхакер, объясняет, что к серверу закрыт внешний доступ и что для скачивания информации нужно будет проникнуть в штаб-квартиру ЦРУ, главный герой, ухмыльнувшись, говорит: «Расслабься, Лютер, все намного хуже, чем ты думаешь», – и рассказывает, как хорошо защищен сервер и как трудно будет до него добраться.
Том Круз всегда был достаточно красив и ярок, чтобы играть главные и ключевые роли, но в первое десятилетие его экранной карьеры режиссеры, как правило, видели его центральным персонажем комедий и драм. Слишком уж «мелким» он был на фоне таких здоровяков из кино 1980-х, как Арнольд Шварценеггер и Сильвестр Сталлоне, и потому в его главной экшен-ленте того времени «Лучший стрелок» Круз воевал не врукопашную, а за штурвалом истребителя. Следующее десятилетие, однако, изменило зрительское представление о том, как может выглядеть экшен-герой, и Круз мастерски этим воспользовался, когда спродюсировал блокбастер, вписавший его имя в историю шпионских триллеров и ставший родоначальником популярнейшего киноцикла. Вышедший в 1996 году, этот фильм режиссера Брайана де Пальмы назывался «Миссия невыполнима».
Появившиеся в начале 1960-х первые фильмы о Джеймсе Бонде были не только прокатными хитами, но и источником вдохновения для многих сценаристов, режиссеров и продюсеров. Запад в то время накрыла настоящая «шпиономания», и авторы, прежде придумывавшие вестерны и полицейские ленты, изо всех своих творческих сил состязались в том, кто придумает самый успешный шпионский проект, достойный стать на одну полку с циклом Яна Флеминга.
Кто тогда вышел победителем? Пожалуй, Брюс Геллер, который в середине 1960-х придумал для американского канала CBS шпионский сериал «Миссия невыполнима». Конечно, это шоу, выходившее с 1966 по 1973 годы, не могло состязаться по спецэффектному и постановочному размаху со шпионскими блокбастерами. Но оно покорило зрителей изобретательностью сюжетов и воспеванием «командного духа» главных героев.
В отличие от агента-одиночки Бонда, сотрудники ОНМ (Отряд невозможных миссий) были слаженной группой, в которой у каждого была уникальная специальность. Красотка-модель, выдающийся актер, силач-тяжеловес, технический гений, мастер планирования операций – они вместе защищали Америку от внешних и внутренних врагов, лишь изредка применяя оружие и «грубые» методы. Агенты ОНМ действовали тонко и хитроумно. Так, в одной из первых серий первого сезона они, вместо того чтобы выбить из иностранного нелегала все его тайны, убедили шпиона, что его вернули на родину и что он должен рассказать «товарищам» о своей последней операции, чтобы не быть расстрелянным как американский двойной агент.
Продержавшись на экране семь сезонов, «Миссия невыполнима» оставила о себе добрую память, и владеющая правами на сериал студия Paramount не раз задумывалась о том, чтобы вернуть «Миссию» на телеэкран или снять на ее основе кинофильм. После нескольких фальстартов в 1988 году на канале ABC начал выходить второй сериал под названием «Миссия невыполнима» – сиквел-ремейк предыдущего шоу. Он, однако, просуществовал всего два года. Отчасти, потому что транслировался в одно время с популярнейшими ситкомами тех лет и не мог «оторвать» от них зрителей. Кроме того, его создавали без вдохновения – лишь для того, чтобы еще немного заработать на хорошо известном зрителям бренде.
Сериал закрыли в 1990 году, незадолго до распада СССР, и в то время многие в Голливуде решили, что конец холодной войны – смертный приговор всем брендам, которые ее эксплуатировали. Однако это прекраснодушие было быстро перечеркнуто новостными репортажами из бывших советских стран. Скончавшиеся коммунистические режимы оставили после себя политический и криминальный хаос, который был такой же питательной средой для шпионских сюжетов, как прежнее идеологическое противостояние супердержав. Поэтому студии Eon и MGM уже в 1993 году начали разрабатывать новую ленту о Джеймсе Бонде (она вышла в 1995 году под названием «Золотой глаз»), а студия Paramount задумалась, что ей дальше делать с «Миссией». Придумывать новый сериал? Снимать телефильм? Вкладываться в блокбастер?
В том же 1993 году Том Круз решил взять свою карьеру в собственные руки. Время для этого было как нельзя более подходящим. «Лучший стрелок» сделал актера в 1986 году суперзвездой, и последовавшие за ним ленты «Человек дождя», «Рожденный четвертого июля», «Дни грома», «Несколько хороших парней» и «Фирма» подтвердили статус Круза как любимца зрителей и критиков. Однако не все картины Круза того времени были удачными, и актер полагал, что его карьера выиграет, если он сам будет разрабатывать для себя проекты, а не ждать режиссерских приглашений на роли, которые, возможно, не вполне ему подходят. Кроме того, продюсерский статус сулил заметно большие доходы от успешных картин. Поэтому Круз вместе со своим агентом Полой Вагнер создал независимую кинокомпанию Cruise/Wagner Productions и подписал долговременный продюсерский контракт со студией Paramount.
Перебирая потенциальные идеи для первого блокбастера Cruise/Wagner, Круз узнал, что Paramount не прочь «перезагрузить» цикл «Миссия невыполнима», и загорелся этой затеей. Родившийся в 1962 году актер впервые увидел шоу в разгар его популярности, и ему сразу понравилась его идея: «Умные герои против вражеских козней». Из-за своих габаритов Круз не мог сыграть гору мускулов вроде Шварценеггера, и он не собирался соревноваться с теми голливудцами, кому он по определению бы проиграл. А вон персонажи, которые не тупо забивают злодеев руками, ногами и прикладами, а раскрывают их коварные планы и придумывают свои собственные, еще более хитрые контрпланы, были его командой. И конец 1980-х и начало 1990-х как раз было временем таких героев. Вспомним персонажа Брюса Уиллиса из «Крепкого орешка» или героиню Джоди Фостер из «Молчания ягнят», которая в кульминации фильма убивает маньяка, но до этого воюет исключительно головой. Круз хотел сыграть именно такого, «гибридного» голливудского суперагента, который отлично смотрится и в эффектных боевых эпизодах, и в интеллектуальных разговорных сценах.
Изначально Круз хотел заняться перезагрузкой «Миссия невыполнима» вместе с голливудским классиком Сидни Поллаком, которого он знал по совместной работе над «Фирмой» и который поставил один из лучших американских шпионских триллеров – фильм 1975 года «Три дня Кондора». Но затянувшиеся на несколько месяцев переговоры с Поллаком результатов не принесли, и вместо одного мэтра Круз нанял другого – режиссера «Кэрри», «Прокола», «Неприкасаемых» и «Лица со шрамом» Брайана де Пальму.
После нескольких прокатных неудач начала 1990-х де Пальма был готов работать как «постановщик по найму», и он славился как выдающийся визионер и создатель напряженных параноидальных лент в духе Альфреда Хичкока. Круз именно этого от него и ждал. Он хотел сыграть в захватывающей картине, которая бы постоянно удивляла зрителей и выбивала у них почву из-под ног, а де Пальме было интересно такое кино снять и не превратить его при этом в бессмысленный спецэффектный фейерверк.
Последнее очень нравилось Paramount, поскольку студия изначально не собиралась вкладывать в «Миссию» более 40 миллионов долларов. Крузу удалось уговорить инвесторов потратить в два раза больше, 80 миллионов, но каждый дорогой трюк нужно было пробивать отдельно. Paramount ждала от Круза, что он «продаст» картину своим лицом, а не умением бегать на фоне взрывов.
Придумать «умное» блокбастерное кино – это едва ли не самая сложная задача, которую продюсер и режиссер могут поставить перед сценаристом, и «Миссия невыполнима» рождалась в муках. Сперва над ней работали супруги Уиллард Хайк и Глория Катц (соавторы «Индианы Джонса и Храма судьбы»), затем – автор «Списка Шиндлера» Стивен Заиллян, после него – сценарист «Пути Карлито» и «Парка Юрского периода» Дэвид Кепп и, наконец, лауреат «Оскара» за сценарий легендарного «Чайнатауна» Роберт Таун. Последний дорабатывал текст прямо во время съемок. К тому времени были согласованы и одобрены лишь разработанные лично де Пальмой дорогостоящие экшен-сцены, и Таун буквально на ходу сочинял разговорные эпизоды, связывающие боевые фрагменты в единое повествование. Общие контуры сюжета, впрочем, уже были придуманы Заилляном и Кеппом (из того, что сочинили Хайк и Катц, в фильм не вошло ничего).
Главная из стоявших перед сценаристами проблем заключалась в том, что Круз намеревался воздать должное командному духу изначального шоу, но при этом хотел быть не винтиком в сюжетной машине (то есть одним из персонажей, действующих как подразделение), а единственным ведущим героем. Чтобы разрешить это противоречие, было решено начать картину с обычной операции ОНМ с героем Круза Итаном Хантом в качестве перевоплощающегося с помощью масок и грима «агента с тысячью лиц», а затем перебить соратников Ханта и превратить Итана из рядового сотрудника ОНМ в несправедливо обвиненного в предательстве беглеца. Дабы доказать свою невиновность и выявить настоящего предателя, герой собирает собственную команду и придумывает для нее «невозможную миссию». Поскольку Хант не может до конца доверять своим новым сотрудникам, он сам разрабатывает операцию и сам выполняет ее самую ответственную и рискованную часть. И так как в итоге его еще раз предают, то Хант оказывается и членом сразу двух «невозможных» отрядов, и единственным безусловно положительным центральным персонажем. Сложно? Конечно. Но на то «Миссия» и умное шпионское кино, а не простенький боевик.
Подбирая актеров на две другие основные роли, создатели фильма руководствовались принципом «Мы должны как можно сильнее удивить публику». Поэтому роль хакера Лютера Стикелла – того самого, которого «успокаивает» Хант своей известной цитатой, – получил здоровенный темнокожий актер Винг Реймс, бандитский «авторитет» из «Криминального чтива». По мнению Круза и де Пальмы, Реймс был наименее похож на лучшего американского компьютерного эксперта.
В свою очередь, роль ведущего сотрудника ОНМ Джима Фелпса сыграл Джон Войт – отец Анджелины Джоли, преимущественно известный по положительным драматическим ролям. В частности, он получил «Оскар» за роль полупарализованного ветерана Вьетнама в мелодраме 1978 года «Возвращение домой» и снялся у Андрея Кончаловского в «Поезде-беглеце». Джим Фелпс в исполнении Питера Грейвза (капитан Прием из «Аэроплана!») был руководителем отряда ОНМ в обеих телесериальных «Миссиях». Круз считал, что если этого безусловно героического персонажа сыграет признанный исполнитель положительных ролей, то никто из зрителей раньше времени не заподозрит, что Фелпс – предатель, который убивает своих подчиненных, продает иностранцам тайны ЦРУ и подставляет Итана Ханта.
Грейвз впоследствии был весьма недоволен тем, как обошлись с его героем. Но разве так уж удивительно, что человек, который десятилетиями вел шпионскую игру и расшатывал свои моральные устои, на закате жизни предает Родину ради кучи денег? Тем более что холодная война подошла к концу, СССР больше нет, и даже полный развал ЦРУ вряд ли поставит США на колени.
Женские вакансии «Миссии» по образцу «бондианы» были заполнены привлекательными иностранками. Французская звезда Эммануэль Беар из «Налево от лифта» и «Очаровательной проказницы» сыграла Клэр Фелпс, жену Джима Фелпса, которая в начале картины работает в ОНМ, а затем помогает Ханту в ожидании возможности его предать и вместе с мужем сбежать подальше от американских властей. Англичанка Кристин Скотт-Томас и к тому времени переселившаяся в Лондон российско-литовская звезда Ингеборга Дапкунайте изобразили сотрудниц ОНМ, которые погибают в завязке картины. Наконец, одна из лучших британских актрис Ванесса Редгрейв сыграла подпольного дилера, торгующего оружием и государственными тайнами. Фелпс обращается к ней, чтобы предать Америку, а Хант – чтобы узнать, кто его подставил.
Также в фильме снялись заглавный герой «Леона» Жан Рено (наемник-пилот Франц Кригер), канадец Генри Черни (глава ОНМ Юджин Киттридж), Эмилио Эстевес из «Клуба “Завтрак”» (хакер ОНМ Джек Хармон), перебравшийся за Запад украинский актер Олег Федоров (киевский агент, которого герои «раскалывают» в самом начале картины) и ветеран Вьетнама и знаменитый голливудский военный консультант Дейл Дай (агент ЦРУ Фрэнк Барнс).
Де Пальма одно время надеялся сделать «Миссию» не только шпионской, но и психологической лентой. Но Круз как продюсер эти попытки пресек. Так, он отказался от ранних сцен картины, посвященных любовному треугольнику между Хантом, Фелпсом и героиней Беар. Эти эпизоды излишне запутывали и без того сложное повествование и, на вкус актера, представляли его персонажа в невыгодном свете. В самом деле, куда это годится, если сотрудник спит с женой шефа, которая одновременно является его сослуживицей?
Крах коммунистического мира позволил голливудцам снимать в странах, куда их прежде не пускали, и съемочная группа «Миссии» была среди первых американцев, воспользовавшихся этой свободой творчества. Основные съемки фильма проходили как в привычном для голливудцев Лондоне, так и в Праге, столице тогда еще Чехословакии, и в кадр попало несколько чешских достопримечательностей. Например, выстроенный в неоренессансном стиле Национальный музей на Вацлавской площади «сыграл» американское посольство в Чехословакии, куда агенты ОНМ пробираются в завязке ленты. А когда герой Войта имитирует свою смерть от рук киллера, он делает это на знаменитом Карловом мосту, построенном еще до открытия Америки. Кстати, в то время центр Праги ночью освещался довольно скудно, и когда голливудцы подвезли и подключили все свои уличные софиты, чтобы создать ощущение «волшебного города старой Европы», многие местные фотографы и туристы воспользовались этой возможностью запечатлеть ночную Прагу такой, какой ее еще никто не видел.
В Лондоне, впрочем, группа провела куда больше времени, чем в бывшем вражеском мегаполисе. В британской столице снимались как уличные сцены, так и интерьерные эпизоды, для которых были арендованы «бондовские» павильоны студии Pinewood в 30 км от Лондона. В свою очередь, некоторые кадры из кульминации фильма снимались на шотландской железной дороге Glasgow South Western Line, которая связывает Глазго с провинциальными городами.
Разумеется, снимать на настоящей железной дороге экшен-сцены на крыше мчащегося поезда, да еще и с участием вертолета, было слишком опасно. Эти фрагменты создавались с помощью студийных декораций, комбинированных съемок и компьютерной графики. Чтобы сымитировать ветер, хлещущий героям в лицо, для съемок была куплена единственная в Европе ветряная машина, способная разогнать воздух до скорости в 225 км в час. Поток был столь сильным, что он мог попросту сдуть Круза и Войта с декорации вагона. За компьютерную графику и окончательную сборку кульминации отвечали мастера визуальных эффектов из студии Industrial Light & Magic.
Напротив, фрагмент в середине картины, в котором Хант, чтобы спастись от пытающихся его задержать коллег, подрывает рыбный ресторан с множеством аквариумов, создавался почти без помощи компьютеров. Взрыв был реальным (понятно, бутафорско-пиротехническим, а не таким сильным, как кажется на экране) – равно как и 16 тонн воды в аквариумах, которые вполне могли сбить Круза с ног и утопить его. Де Пальма хотел заменить звезду каскадером, но эта сцена слишком многое проигрывала, если публика не могла разглядеть лица Итана, и Крузу пришлось самому пролетать сквозь разлетающееся стекло и убегать от водяной лавины. Эти счастливо закончившиеся опасные съемки убедили его в мысли, что он сам должен выполнить все трюки картины, и в дальнейшем это стало «визитной карточкой» Круза и цикла «Миссия невыполнима».
По словам актера, для него самыми сложными были съемки знаменитой сцены, в которой его персонаж висит на тросе над самым защищенным сервером ЦРУ. Этот фрагмент может показаться сравнительно простым, но попробуйте часами повисеть вниз головой! Или побалансировать в нескольких сантиметрах от пола, не касаясь его ни одной частью тела! Крузу пришлось проявить себя недюжинным акробатом, чтобы справиться со всеми этими отрывками без помощи дублера. Что интересно, актеру во время съемок не пришлось вспоминать, как палить из бутафорского оружия. В фильме нет ни одной перестрелки с участием Ханта, и в финале герой побеждает врагов взрывом, а не выстрелом.
В то время сюжет, вращающийся вокруг электронной почты, сетей и компьютеров, был еще сравнительно нов для Голливуда (хотя, например, «Трон» вышел более чем за десять лет до «Миссии»), и потому сценаристы и создатели спецэффектов допустили целый ряд нелепых ошибок – вроде электронного адреса с недопустимым знаком «двоеточие». Зато «Миссия» была одной из первых картин, продвигавших компьютеры определенной модели. Компания Apple потратила 15 миллионов долларов на рекламную кампанию, олицетворяющую «Миссию» с ноутбуками Apple Powerbook, и герои фильма пользовались только такими устройствами.
Заставочная музыкальная тема сериала 1960-х, которую сочинил американо-аргентинский композитор Лало Шифрин, была едва ли не самой известной частью телешоу, и Круз и де Пальма включили ее и в свой фильм. Правда, не в оригинальном варианте, а в виде ремикса, который сочинили участники ирландской рок-группы U2 Адам Клейтон (басист) и Ларри Маллен (барабанщик). Это те двое, которые менее известны, чем их одногруппники Боно (вокалист) и Эдж (гитарист). Несмотря на отсутствие в ней слов, композиция Theme From Mission: Impossible стала международным поп-чартовым суперхитом. Прочую музыку фильма в основном написал Дэнни Элфман. Постоянный композитор Тима Бертона сменил изначально приглашенного Алана Сильвестри, который почему-то не сработался с Томом Крузом.
«Миссия невыполнима» вышла в прокат 22 мая 1996 года. Обошедшаяся в 80 миллионов долларов картина была принята в штыки актерами из телесериала и поклонниками со стажем, которые сочли, что фильм предал Джима Фелпса, чтобы возвести на героический пьедестал героя Тома Круза. Но эта справедливая критика утонула в топоте зрителей, бегущих увидеть один из главных блокбастеров года. Первый день американского проката принес 11,8 миллиона долларов и побил рекорд, ранее установленный «Терминатором 2», а итоговые сборы составили 181 миллион долларов в США и 458 миллионов во всем мире. Отличный результат для ленты, сюжет которой далеко не все зрители поняли после первого и даже после второго просмотра.
Наградами, впрочем, картину не увесили, и даже те критики, которые с удовольствием посмотрели «Миссию», нашли у нее существенные недостатки. Но это уже были детали. Для Круза важно было, что он как продюсер уложился в сроки и бюджет, как актер – доказал свое право считаться экшен-суперзвездой, а как бизнесмен – заработал около 70 миллионов долларов (он получил проценты от прибыли вместо обычного для него актерского гонорара в 20 миллионов долларов). Замечательный тройной триумф, который Круз позднее развил в блокбастерный цикл «Миссия невыполнима», до сих пор активно пополняющий его банковские счета.
За время существования цикла все его фильмы были сняты разными известными режиссерами, и каждый из них привнес в «Миссию» что-то свое. Есть даже целые исследования, посвященные отражению творчества этих мастеров в мире «Миссии».
Но Круз все еще остается сердцем и главным героем сериала, и он в каждой серии стремится удивить публику все более невероятными трюками. И всякий раз, когда кажется, что новая лента лишь повторит достижения предыдущей, Круз перефразирует своего героя и говорит зрителям: «Расслабьтесь, все круче, чем вы думаете». И действительно, всякий раз трюки оказываются круче. Возможно, поэтому реплика Ханта стала известной цитатой. Приятно повторять слова человека, который и на экране, и за кадром слов на ветер не бросает. Даже если это ветер со сбивающей с ног скоростью 225 км в час.