17 февраля Джозефу Гордону-Левитту исполняется 41 год. Начавший свою карьеру с независимого американского кино («Загадочная кожа», «Кирпич») актер довольно быстро перешел в голливудский эшелон («Темный рыцарь: Возрождение легенды», «Начало») и даже сыграл Брюса Уиллиса в молодости («Петля времени»), что, впрочем, до сих пор считают крайне спорным решением.
В 2013-м Гордон-Левитт наконец решил попробовать свои силы и по ту сторону экрана, выступив в качестве режиссера и сценариста трагикомедии «Страсти Дон Жуана», — все по завету инди-фильмов, с которых сам когда-то начинал. В прошлом году также можно было увидеть его первый стриминговый проект — сериал «Мистер Кормен», без лишних прикрас рассказывающий о буднях тридцатилетних.
Специально ко дню рождения Джозефа Гордона-Левитта вспоминаем его самые достойные и запоминающиеся актерские работы — от просто хорошей к лучшей.
Триллер, вдохновленный реальными событиями 2016 года, рассказывает историю скандально известного сотрудника Агентства национальной безопасности, который «слил» в открытый доступ засекреченные данные. Таким образом Сноуден выступил против действий правительства, осуществляющего незаконную слежку за простыми американцами. Эта во всех отношениях спорная картина, снятая режиссером Оливером Стоуном, заставила многих зрителей любить или ненавидеть Эдварда Сноудена. Сам Левитт сделал все возможное, чтобы вырвать своего персонажа из образа, который ему обеспечили массовые медиа. В его исполнении Сноуден не больше и не меньше, чем обычный человек, находящийся в поисках правды.
Вторая коллаборация Джозефа Гордона-Левитта и режиссера Райана Джонсона (если не считать небольшой роли в «Братьях Блум») повествует о наемном убийце по имени Джо, который путешествует сквозь время и пространство, устраняя нежелательных людей, но по итогу сталкивается с более зрелой (и более опасной!) версией самого себя. «Петля времени» построена на довольно сложной научно-фантастической концепции, которую Джонсон успешно реализует, нивелируя типичные для жанра «сюжетные дыры». Тем не менее комплексный и слишком аляповатый грим Левитта, призванный сделать его похожим на Брюса Уиллиса, мягко говоря, тянет на себя все одеяло да и просто ужасно отвлекает от основного действия.
Левитт всегда старался держаться подальше от классических ромкомов, однако по иронии судьбы одной из его самых известных работ стал фильм «500 дней лета» Марка Уэбба. Здесь актер играет роль Тома Хансена, автора поздравительных открыток, обреченного на постоянные иллюзии в отношении своих романтических увлечений. Джозеф с пониманием подходит к тонкой душевной организации персонажа, позволяя зрителям проникнуться его моментами личного счастья и боли. Отдельно хочется отметить потрясающую химию между Гордоном-Левиттом и его экранной партнершей Зои Дешанель, которая во многом обеспечила картине ту самую ромкомовскую магию.
Казалось бы, любое художественное переосмысление истории французского канатоходца Филиппа Пети будет блекнуть на фоне его бесспорно фантастического подвига. Напомним, что вышедшая в 2008 году картина была удостоена премии «Оскар» в категории «лучший документальный фильм». Однако полный метр с Джозефом Гордоном-Левиттом, даже с учетом сомнительного французского акцента актера, не только захватывает, но и привносит в уже, казалось бы, рассказанную историю нечто новое. Сцена прогулки по канату, натянутому между печально известными нью-йоркскими башнями-близнецами, — один из самых волнующих и одновременно прекрасных моментов этого фильма.
«Хэшер» — тот самый забытый фильм с участием Гордона-Левитта, который всем обязательно нужно пересмотреть (или посмотреть впервые). В картине американского клипмейкера Спенсера Сассера Джозеф играет совершенно нетипичную для своего актерского амплуа роль маргинального патлача с россыпью корявых татуировок по всему телу. Его Хэшер кажется настоящей загадкой: безобидный, но опасный; поверхностный, но глубокий; смешной и одновременно трагичный. Для артиста, который большую часть времени исполнял довольно типовые мужские роли, «Хэшер» стал не просто выходом из зоны комфорта, а настоящим побегом оттуда.
Малоизвестная в нашей стране «Жизнь прекрасна», несмотря на свою достаточно трагическую завязку, является настоящей квинтэссенцией душевности и отборного, качественного юмора. Фильм, основанный на реальной истории сценариста Уилла Райзера, рассказывает о журналисте по имени Адам, у которого обнаруживают злокачественную опухоль позвоночника. При таком заболевании шансы на выживание составляют 50%. Как ни странно, в столь непростое время на помощь герою приходит его чувство юмора (ну и, конечно, психотерапия). Вероятно, что Джозеф Гордон-Левитт — единственный в мире актер, способный так безобидно иронизировать над смертельным заболеванием, которое в реальности ни при каком раскладе не является поводом для смеха. Важно понимать, что «Жизнь прекрасна» не пытается обесценить опасность рака — она лишь напоминает нам всем о том, что даже в самые темные времена нужно уметь обращаться к свету.
Даже спустя двадцать лет после премьеры независимая драма «Загадочная кожа», снятая автором «апокалиптической трилогии тинейджеров» Греггом Араки, кажется впечатляющей (и определенно самой мрачной) актерской работой Джозефа Гордона-Левитта. В фильме ему досталась роль безрассудного подростка Нила МакКормика, страдающего от жуткой детской травмы. Именно здесь 23-летний Левитт, при всей своей молодости и неопытности, выглядит максимально естественным в кадре и впервые создает впечатление актера с большой перспективой на «Оскар» в главной мужской категории. Помимо всего прочего, «Загадочная кожа» — это завораживающе красивая история взросления, которая — не без усилий Грегга Араки и самого Гордона-Левитта — стала одним из важнейших фильмов нашего поколения.