Одной из главных и самых обсуждаемых новинок весны стала спортивная мелодрама Луки Гуаданьино «Претенденты». Родившийся в Италии автор уже давно снимает кино на английском языке и далеко не всегда с южным колоритом и горячими страстями. Вспоминаем фильмографию Гуаданьино: от малоизвестного мокьюментари-триллера с Тильдой Суинтон до истории первой любви с Тимоти Шаламе.
10-е место
Гуаданьино начинал карьеру с короткометражных и документальных фильмов. Игровой дебют тоже напрямую был связан с реальностью. Группа итальянских кинематографистов приезжает в Лондон, чтобы снять кино о случившемся в 1994 году преступлении. Двое британских подростков зашли в стриптиз-клуб, побродили по улицам и убили в собственной машине египетского шеф-повара Мохаммеда Эль-Сайед. Актёры во главе с Тильдой Суинтон погружаются в обстоятельства дела, пачкаются кровью, но так и не приходят к причинам, побудившим парней совершить убийство. Мокьюментари «Протагонисты» мало чем похоже на современные фильмы Гуаданьино. Итальянец ещё только искал свой режиссёрский почерк, потому картина выглядит исключительно рвано и непоследовательно. Отдельные впечатляющие сцены теряются в общем хаосе.
9-е место
Сегодня Гуаданьино известен как режиссёр, который снимает кино по чужим сценариям. Началась практика с эротической подростковой драмы «Мелисса: Интимный дневник». В основе фильма лежит автобиографическая книга Мелиссы Панарелло «Расчеши волосы сто раз перед сном». Авторка написала роман в возрасте 18 лет. Фильм, как и книга рассказывает о 15-летней Мелиссе (Мария Вальверде), которая живёт вместе с мамой (Фабриция Сакки) и бабушкой (Джеральдин Чаплин), и открывает сексуальность. Старшеклассница бросается в омут отношений с несколькими парнями. Возможно, в нулевые драма Гуаданьино смотрелась лучше. Сегодня «Мелисса: Интимный дневник» выглядит чересчур наивно, а местами и нелепо. Рассказ ведётся от первого лица, так что зрители словно бы листают исповедь юной нимфоманки. Однако все любопытные темы в фильме даны в лучшем случае поверхностно.
8-е место
«Я — это любовь» — первый фильм Гуаданьино, заставивший зрителей и критиков обратить внимание на режиссёра. С одной стороны, это стандартная семейная мелодрама. С другой, сегодня редко встречаются подобные масштабные образцы жанра. «Я — это любовь» напоминает классический русский роман, правда несколько нудный. Патриарх семейства Рекки (Габриэле Ферцетти) уходит на покой и оставляет бизнес сыну Танкреди (Пиппо Дельбоно) и внуку Эдоардо (Флавио Паренти). Эдоардо готовится открывать ресторан вместе с другом-поваром Антонио (Эдоардо Габбриэллини). Уроженка России Эмма (Тильда Суинтон), жена Танкреди и мать Эдоардо, влюбляется в Антонио, чем вызывает брожения в семействе. Мелодрама может похвастаться роскошными костюмами (номинация на «Оскар»), неспешным ритмом и весьма тривиально историей любви.
7-е место
Первый и пока единственный сериал в творчестве Гуаданьино развивается в необычном сеттинге — на американской военной базе в Италии. 14-летний Фрейзер (Джек Дилан Грейзер) приезжает сюда, поскольку маму Сару (Хлоя Севиньи) назначили командиром базы. Подросток с интересом следит за живущей по соседству Кейтлин (Джордан Кристин Симон), дочерью республиканца-военного (Кид Кади) и расстроенной эмигрантки из Нигерии (Фэйт Алаби). Эксцентрично одевающийся и слушающий Клауса Номи и Канье Уэста Фрейзер пытается влиться в компанию детей военных. Конечно, любой современный сериал о подростках неминуемо сравнивают с «Эйфорией», но Гуаданьино словно бы не хочет никого сильно удивлять и не пытается подстроиться под правила формата, а делает кино в восьми главах. Первые две серии и вовсе повторяют одни и те же события, но глазами Кейтлин и Фрейзера. «Мы те, кто мы есть» могут взбесить или влюбить, но это точно один из самых необычных проектов на сегодняшнем телевидении. Пятиминутную медленную поездку на автобусе сменяет шумная вечеринка на вилле — и так много раз.
6-е место
«Невероятная» загадочна и фактически бессюжетна, чего прежде за режиссёром не водилось. Кино сделано в сотрудничестве с модным домом Valentino. Нью-Йоркская писательница Франческа (Мур) на одном из светских приёмов видит картину матери-художницы, после чего возвращается в Италию, в родные места. Это событие становится спусковым крючком для начала путешествия героини по воспоминаниям, где прошлое и настоящее перемежаются. Трудно однозначно сказать, перед зрителями фильм или рекламный ролик. В любом случае это нечеловечески красиво. «Невероятная» была снята после двух успешных американских проектов итальянца — «Зови меня своим именем» и «Суспирией» — и выглядит передышкой перед следующим этапом в творчестве.
5-е место
«Большой всплеск» — вольный ремейк сексуальной криминальной драмы Жака Дере «Бассейн» с Роми Шнайдер и Аленом Делоном. Рок-звезда Марианна (Тильда Суинтон) сорвала голос и теперь отдыхает вместе с бойфрендом-фотографом Полом (Маттиас Шонартс) на роскошной вилле в Италии. Спокойствие нарушает приезд бывшего бойфренда Марианны Гарри (Рейф Файнс) и его взрослой дочери Пенелопы (Дакота Джонсон). «Большой всплеск» впечатляет буйством красок, отлично подобранной музыкой и заряжает летней энергией. Это достойный интригующий триллер с фирменными для Гуаданьино танцевальными сценами, но не выходящий за привычные жанровые рамки.
4-е место
Ещё один ремейк в карьере Гуаданьино. Но если оригинальная «Суспирия» Дарио Ардженто атаковала зрителями красными и синими цветами, в более современной версии хоррора итальянский постановщик обращается к приглушённым тонам. Молодая американка Сьюзи (Дакота Джонсон) приезжает в знаменитую танцевальную школу мадам Блан (Тильда Суинтон) в Западном Берлине. На дворе 1977 год. В учебном заведении освободилась одна комната, поскольку ученица по имени Патриция (Хлоя Грейс Морец) куда-то бесследно исчезла. Гуаданьино вслед за Ардженто превращает танцевальную школу в логово ведьм, но углубляется в новейшую историю Германии и не забывает об оккультной изнанке Третьего рейха. Фоном идут теракты «Фракции Красной армии», спецслужбы не спят, а Восток борется с Западом. «Суспирия» Гуаданьино порой провисает, но всё равно пульсирует энергией и удивляет размахом.
3-е место
Гуаданьино — большой мастер романтических историй, более или менее обыденных и странных. «Целиком и полностью» удачно сочетает хоррор про каннибалов с подростковой мелодрамой и роуд-муви о бескрайней Америке. В основе фильма роман Камиллы Деанджелис. 18-летняя Марен (Тэйлор Рассел) любит полакомиться человеческой плотью. В какой-то момент отец (Андре Холланд) устаёт от вовсе не безобидных проказ дочурки и уезжает, оставив адрес матери, у которой были схожие потребности. Марен отправляется в путь до Миннесоты, где встречает симпатичного Ли (Тимоти Шаламе). Итальянский постановщик уверенно заходит на территорию Жюлии Дюкурно и Катрин Брейя, но всё-таки в первую очередь это не кровавый хоррор, а нежное роуд-муви о поиске себя и сепарации от родителей.
2-е место
«Претенденты» должны были открывать прошлогодний Венецианский фестиваль, но из-за забастовки актёров вышли в прокат в обход главных киносмотров мира. Итальянский режиссёр на основе сценария дебютанта Джастина Куритцкеса, мужа Селин Сон («Прошлые жизни»), скрещивает спортивную драму с романтикой о любовном треугольнике. А поскольку повествование стабильно скачет между прошлым и настоящим, добавляется детективная составляющая. Зрители знают, что в истории есть подвох, но далеко не сразу могут сложить всю картину воедино. На корте маленького турнира в Нью-Йорке сходятся старые знакомые Арт Дональдсон (Майк Фейст) и Патрик Цвейг (Джош О’Коннор). Когда-то теннисисты играли друг против друга в финале Открытого чемпионата США среди юниоров, но первый стал одним из лучших игроков мира, а второй ночует в машине. За игрой внимательно следит Таши (Зендея), жена Арта и бывшая девушка Патрика. В «Претендентах» Гуаданьино доказывает, что как никто другой в современном кино умеет создавать на экране сексуальное напряжение. Откровенные постельные сцены постановщику не нужны вовсе.
1-е место
«Назови меня своим именем» — образцовая история первой любви, да ещё и под палящим итальянским солнцем. За адаптацию одноимённого романа Андре Асимана Джеймс Айвори удостоился «Оскара». Итальянский режиссёр в мельчайших деталях показывает зарождение чувства первой любви: лёгкие касания, совместное катание на велосипедах, ночные встречи под луной. Идеально дополняют сюжет нежные мелодии Суфьяна Стивенса. Неважно, чем кончается первый летний роман, но воспоминания о сильнейшем чувстве никуда не исчезнут.
Для меня он все всякого конкурса шедевр, но приятно знать, что это очевидно и для тех, кто более обширно знает фильмографию режиссёра