Клоун, которого мы заслужили (Джокер, ничего личного!)
Клоун, которого мы заслужили (Джокер, ничего личного!)
Действие третьей части франшизы о клоуне с жаждой крови разворачивается в преддверии рождественских каникул в очередном маленьком городке. Пробудившийся клоун Арт (Дэвид Ховард Торнтон) стремится отомстить Сиенне (Лорен ЛаВера) и Джонатану (Эллиотт Фаллэм), попутно жестоко убивая всех, кто попадается на пути.
Клоун-убийца Арт — основной персонаж творчества Дэмиена Леоне. Впервые он появился в короткометражной работе «Девятый круг», впоследствии вошедшей в его полнометражный дебют «Канун Дня всех святых». В этих лентах демонического клоуна играл Майк Джаннелли, специалист операторской команды, впоследствии охладевший к продолжению актёрской деятельности. Так лицом Арта стал актёр озвучивания Дэвид Ховард Торнтон, который постепенно затмил Джаннелли. Ныне в прокат вышел уже четвёртый фильм о клоунских проделках, и Дэмиен Леоне обещает не останавливаться на достигнутом.
Снятый за 35 тысяч долларов первый «Ужасающий» претендовал разве что на статус андеграундного культа, вроде клоунского хоррора Маркуса Коха «100 слёз», однако интерес к творению Леоне неожиданно проявила широкая аудитория. У триквела бюджет вырос до двух миллионов долларов, которые постановщик потратил на спецэффекты и грим. На большом экране натуралистичное насилие демонстрировалось и раньше (достаточно вспомнить хорроры Элая Рота и франшизу «Пила»), однако только Дэмиен Леоне успешно перенёс в мейнстрим андеграундную эстетику. Антуражем в его трилогии выступают мрачные подвалы и заброшенные постройки, способные напугать сами по себе. Жертв не просто убивают, а буквально разрывают на части, как бы демонстрируя, что человек – всего лишь кусок плоти.
Постановщику не откажешь в оригинальном визуальном стиле. На протяжении всей ленты он нарушает временную последовательность, жонглируя эпизодами как из будущего, так и из прошлого главных героев. Например, кровавый пролог, в котором демонстрируется убийство целой семьи, выхвачен из середины, после чего повествование возвращается к финалу второй части. Затем Леоне и вовсе переносит действие на пять лет вперёд, когда пребывающих в анабиозе в заброшенном доме клоуна Арта и его новую демоническую подружку пробудила бригада рабочих.
Нетривиальный сюжетный ход был нужен режиссёру не только для того, чтобы плавно ввести в действие подросшего актёра Эллиотта Фаллэма. Ещё одна причина в том, что постановщик задал высокий стандарт качества в сиквеле, а потому не хотел превращать свою картину в нескончаемую череду садистских убийств. Как и прежде, Леоне умело сочетает эпизоды откровенного насилия, напоминающие эстетику джалло, с проработанной драматургией. Выписаны не только основные персонажи, но и множество второстепенных героев. Каждый обрисован настолько, чтобы был понятен характер этого персонажа. Основная сюжетная линия продолжает композицию «Ужасающего 2». Дэмиен Леоне чередует сцены с Артом и повествование о брате и сестре Сиенне и Джонатане, трогательно изображая их упорные попытки вернуться к прежней жизни. И, конечно, эти линии непременно сойдутся воедино.
По законам жанра череда ужасных смертей не осталась без внимания общественности, а потому Сиенна с Джонатаном как единственные выжившие находятся в центре неуместного интереса фанатов массовых убийств, которые, не считаясь с их чувствами, стремятся узнать все подробности. Однако наметившееся влияние франшизы «Крик» Дэмиен Леоне успешно преодолевает благодаря чёрному юмору и рождественскому антуражу. Сам клоун Арт скромно оценивает своё место в пёстрой галерее массовых убийц, но не устаёт выдумывать всё более изощрённые способы умерщвления людей. Например, он жестоко глумится над Санта-Клаусом при помощи жидкого азота и молотка (в этой роли ветеран Голливуда Дэниел Робак). Да и вместо подарков в мешке у Арта целый арсенал убийственных приспособлений, включая бомбу. Его образ в триквеле не ограничивается только лишь психопатическим садизмом. Это также террорист, который устраивает взрывы, угрожает пистолетом и захватывает заложников ради того, чтобы отомстить Сиенне и Джонатану.
Не исчезла и христианская подоплёка, мощно проявившаяся в сиквеле. Во флешбэках зритель познакомится с отцом Сиенны, который благословляет юную дочь на борьбу со злом, словно пророк. В финале на Сиенне и вовсе терновый венец, отсылающий к искупительной жертве Христа. Вдохновившись рождественской стилистикой, постановщик прибег к открытой мистике. Кадры потустороннего мира, где потерялась племянница Сиенны Габи (Антонелла Роуз), одновременно намекают на сюжет четвертой части и отсылают к сошествию Христа в ад.
Дэмиену Леоне вновь удалось снять почти идеальный хоррор, что весьма непросто в наши дни, когда зрителей, кажется, трудно удивить. Как и сиквел, «Ужасающий 3» работает на разных уровнях восприятия. Это и слэшер, заряженный черным юмором, и обильно сдобренный натуралистичным насилием сплэттер, и драма о сложностях психологической реабилитации после перенесённой травмы, и христианская притча о борьбе добра и зла. Отрадно, что история Арта и Сиенны ещё не закончена, ведь у Леоне остались козыри в рукаве.