Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Рецензии

Рождественское возвращение инфернального Арта: рецензия на «Ужасающего 3»

Клоун, которого мы заслужили (Джокер, ничего личного!)

14 октября Текст: Андрей Волков 6 Обсудить
Добавить в закладки

Трейлер

Действие третьей части франшизы о клоуне с жаждой крови разворачивается в преддверии рождественских каникул в очередном маленьком городке. Пробудившийся клоун Арт (Дэвид Ховард Торнтон) стремится отомстить Сиенне (Лорен ЛаВера) и Джонатану (Эллиотт Фаллэм), попутно жестоко убивая всех, кто попадается на пути.

Дэвид Ховард Торнтон в роли Арта на кадре из фильма «Ужасающий 3»

Дэвид Ховард Торнтон в роли Арта на кадре из фильма «Ужасающий 3»

Клоун-убийца Арт — основной персонаж творчества Дэмиена Леоне. Впервые он появился в короткометражной работе «Девятый круг», впоследствии вошедшей в его полнометражный дебют «Канун Дня всех святых». В этих лентах демонического клоуна играл Майк Джаннелли, специалист операторской команды, впоследствии охладевший к продолжению актёрской деятельности. Так лицом Арта стал актёр озвучивания Дэвид Ховард Торнтон, который постепенно затмил Джаннелли. Ныне в прокат вышел уже четвёртый фильм о клоунских проделках, и Дэмиен Леоне обещает не останавливаться на достигнутом. 

Снятый за 35 тысяч долларов первый «Ужасающий» претендовал разве что на статус андеграундного культа, вроде клоунского хоррора Маркуса Коха «100 слёз», однако интерес к творению Леоне неожиданно проявила широкая аудитория. У триквела бюджет вырос до двух миллионов долларов, которые постановщик потратил на спецэффекты и грим. На большом экране натуралистичное насилие демонстрировалось и раньше (достаточно вспомнить хорроры Элая Рота и франшизу «Пила»), однако только Дэмиен Леоне успешно перенёс в мейнстрим андеграундную эстетику. Антуражем в его трилогии выступают мрачные подвалы и заброшенные постройки, способные напугать сами по себе. Жертв не просто убивают, а буквально разрывают на части, как бы демонстрируя, что человек – всего лишь кусок плоти.

Дэвид Ховард Торнтон в роли Арта на кадре из фильма «Ужасающий 3»

Дэвид Ховард Торнтон в роли Арта на кадре из фильма «Ужасающий 3»

Постановщику не откажешь в оригинальном визуальном стиле. На протяжении всей ленты он нарушает временную последовательность, жонглируя эпизодами как из будущего, так и из прошлого главных героев. Например, кровавый пролог, в котором демонстрируется убийство целой семьи, выхвачен из середины, после чего повествование возвращается к финалу второй части. Затем Леоне и вовсе переносит действие на пять лет вперёд, когда пребывающих в анабиозе в заброшенном доме клоуна Арта и его новую демоническую подружку пробудила бригада рабочих. 

Нетривиальный сюжетный ход был нужен режиссёру не только для того, чтобы плавно ввести в действие подросшего актёра Эллиотта Фаллэма. Ещё одна причина в том, что постановщик задал высокий стандарт качества в сиквеле, а потому не хотел превращать свою картину в нескончаемую череду садистских убийств. Как и прежде, Леоне умело сочетает эпизоды откровенного насилия, напоминающие эстетику джалло, с проработанной драматургией. Выписаны не только основные персонажи, но и множество второстепенных героев. Каждый обрисован настолько, чтобы был понятен характер этого персонажа. Основная сюжетная линия продолжает композицию «Ужасающего 2». Дэмиен Леоне чередует сцены с Артом и повествование о брате и сестре Сиенне и Джонатане, трогательно изображая их упорные попытки вернуться к прежней жизни. И, конечно, эти линии непременно сойдутся воедино. 

Дэвид Ховард Торнтон в роли Арта на кадре из фильма «Ужасающий 3»

Дэвид Ховард Торнтон в роли Арта на кадре из фильма «Ужасающий 3»

По законам жанра череда ужасных смертей не осталась без внимания общественности, а потому Сиенна с Джонатаном как единственные выжившие находятся в центре неуместного интереса фанатов массовых убийств, которые, не считаясь с их чувствами, стремятся узнать все подробности. Однако наметившееся влияние франшизы «Крик» Дэмиен Леоне успешно преодолевает благодаря чёрному юмору и рождественскому антуражу. Сам клоун Арт скромно оценивает своё место в пёстрой галерее массовых убийц, но не устаёт выдумывать всё более изощрённые способы умерщвления людей. Например, он жестоко глумится над Санта-Клаусом при помощи жидкого азота и молотка (в этой роли ветеран Голливуда Дэниел Робак). Да и вместо подарков в мешке у Арта целый арсенал убийственных приспособлений, включая бомбу. Его образ в триквеле не ограничивается только лишь психопатическим садизмом. Это также террорист, который устраивает взрывы, угрожает пистолетом и захватывает заложников ради того, чтобы отомстить Сиенне и Джонатану. 

Не исчезла и христианская подоплёка, мощно проявившаяся в сиквеле. Во флешбэках зритель познакомится с отцом Сиенны, который благословляет юную дочь на борьбу со злом, словно пророк. В финале на Сиенне и вовсе терновый венец, отсылающий к искупительной жертве Христа. Вдохновившись рождественской стилистикой, постановщик прибег к открытой мистике. Кадры потустороннего мира, где потерялась племянница Сиенны Габи (Антонелла Роуз), одновременно намекают на сюжет четвертой части и отсылают к сошествию Христа в ад. 

Дэмиену Леоне вновь удалось снять почти идеальный хоррор, что весьма непросто в наши дни, когда зрителей, кажется, трудно удивить. Как и сиквел, «Ужасающий 3» работает на разных уровнях восприятия. Это и слэшер, заряженный черным юмором, и обильно сдобренный натуралистичным насилием сплэттер, и драма о сложностях психологической реабилитации после перенесённой травмы, и христианская притча о борьбе добра и зла. Отрадно, что история Арта и Сиенны ещё не закончена, ведь у Леоне остались козыри в рукаве. 

Текст: Андрей Волков
6 комментариев
А
Полностью согласен с Мавр 139, первый фильм произвёл впечатление своей стилистикой, оригинальностью идеи, атмосферой. Второй и третий это какой трешовый, подростковый, заезженный слэшер, где гипертрофированно делается акцент на детализированном насилии, ради привлечения подростков. Такое кино актуально для начала 90-х, ну а сейчас просто смотрится занудно. Сюжет через чур банальный и поверхностный, который связывает сцены тупого насилия
Это шутка какая-то, да?) То есть Longlegs получил от film.ru шесть баллов (шесть, Карл!) а «Ужасающий 3» восемь??? "Дэмиену Леоне вновь удалось снять почти идеальный хоррор"? "Драма о сложностях психологической реабилитации после перенесённой травмы, и христианская притча о борьбе добра и зла"? Чтооо? Мы вообще один фильм смотрели? Одномерные картонные персонажи-функции, ходуль...ные диалоги, рваный темп, и трэш-фэнтези с нарисованными волшебными и мечами и демоническими кривляньями, которые уместно смотрелись бы в эксплуатейшене 80-х, выходившем сразу на vhs ограниченным тиражом, но не как ни в "почти идеальном хорроре". Да хоррором третью часть можно назвать с ооочень большой натяжкой, потому что он не пугает от слова совсем и даже не пытается. Это черная трэш-комедия с элементами наивного подросткового фэнтези, и никак иначе. Ну если в вас конечно не вселяют ужас литры нарочито неправдоподобного клюквенного сиропа и картонные руки
Скрыть 4 ответа
4 ответа
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?