Любой сценарий перед запуском в производство переписывается много раз. Меняются финалы, остаются за бортом целые сюжетные линии, от черновика к черновику может полностью меняться тон фильма и концепция
Когда кагэбэшница Ирина допрашивает Индиану Джонса, упоминая два тела инопланетян, обнаруженных советскими спецслужбами, американец саркастически ворчит в ответ: «Зеленые человечки с Марса, да-да». Для тех, кто не в курсе: за этой остротой скрывается долгая и мучительная история с попыткой перенести на экран историю под названием «Индиана Джонс и Зеленые человечки с Марса». Идея пришла к Джорджу Лукасу еще в 1993 году, автор «Крепкого орешка» Джеб Стюарт написал сценарий, но снять фильм не получилось: сначала продюсер засомневался, что идея сработает, а затем на экраны вышел «День независимости», тоже обыгрывавший тему с пришельцами, и проект на долгие годы был положен на полку.
На самом деле, пока Лукас не дал отмашку четвертому фильму об Инди, в его сейфе успело скопиться по меньшей мере пять нереализованных сценариев – в них бесстрашный археолог искал Атлантиду, гонялся за Фонтаном молодости, расследовал убийства, попадал в замок с привидениями, погибал и снова оживал… Но все они по разным причинам были отклонены либо Лукасом, либо режиссером Спилбергом. В итоге сценарий «Королевства хрустального черепа» был сшит из идей, надерганных из «Зеленых человечков с Марса» (откуда пришли русские шпионы и мстительные инопланетяне) и «Города богов» (откуда были взяты собственно хрустальные черепа), но оригинальное название, использованное в скрипте Стюарта, было сменено на менее спойлерное и вошло в фильм в качестве шутки для самых внимательных фанатов. Шутку фанаты оценили, а вот всю ленту – не очень: увы, долгое ожидание редко идет на пользу результату.
Кто смотрел «Я – легенда», тот наверняка обратил внимание на огромный постер фильма о Бэтмене и Супермене, висящий на Таймс-сквер. Это не просто шутка: сценарист проекта Акива Голдсман был в то время занят работой над сценарием кроссовера о двух супергероях и надеялся, что скоро тот будет перенесен на экран. Но этого не случилось: студия Warner Bros. зарубила проект, обнаружив, что сюжет ленты создает трудности для выпуска сиквелов. Как итог фильм «Бэтмен против Супермена» выйдет только в этом марте, но Голдсман среди его авторов уже не значится, как и режиссер Вольфганг Петерсен. Баннер в «Я – легенда» остался единственным напоминанием о сценарии, который теперь ходит по рукам и вызывает тяжкие вздохи у фантов комиксов.
В ремейке «Черепашек-ниндзя» есть примечательный диалог: Вернон спрашивает у Эйприл, кто такие черепашки-ниндзя – не пришельцы ли из космоса? Девушка отвечает, что, конечно же, нет, и даже предполагать такое глупо. Кто внимательно следил за подготовкой проекта, тот наверняка сказал в этом месте «ага!».
Дело в том, что в первом варианте сценария продюсер Майкл Бэй собирался сделать черепашек не мутантами, а именно инопланетянами, о чем и сообщил прилюдно, когда проект уже был запущен в работу. Фанаты франшизы отреагировали бурей проклятий на интернет-форумах: что еще за глупость, как смеет этот пиротехник разрушать канон?! Бэй поспешно сдал назад, сценарий был переработан, и надо отдать Майклу должное, он еще нашел в себе силы пошутить над ситуацией, вписав ее сценарий. Что ж, good job, мистер Бэй. Вы прощены.
Мультфильмы подчас переписываются не менее жестко, чем фильмы. В ленте Фила Лорда и Криса Миллера можно увидеть постер Научной лиги, висящий на стене в комнате главного героя. В оригинальном сценарии Флинт потратил немало сил, пытаясь пробиться в эту лигу, но в ходе переработок сюжета ее было решено вытереть, признав ненужным элементом. Между тем в иллюстрированном альбоме, посвященном картине, о лиге кое-что рассказывается: ее руководитель, Вэнс ЛяФлер, сам провоцировал все мировые проблемы, которые затем с успехом «решал», и с этим аморальным типом Флинт в итоге отказался сотрудничать по собственному желанию. Лигу из фильма выкинули, постер же оставили как дань уважения несбывшейся сюжетной линии – ну не зря же, в самом деле, режиссеры все это придумывали…
В «Мире Юрского периода» упоминается, что новый парк доисторических развлечений открылся в 2005 году. Дата взята не с потолка: именно в этом году первоначально планировалось выпустить фильм. Но, как это часто бывает, начатый в 2004 году проект попал в жернова производственного ада, и релиз затянулся на целых десять лет. В результате сценарий переработали, сохранив дату открытия как ностальгическое напоминание о потраченных годах, а само действие передвинули на десятилетие вперед. Никто не забыт, ничего не забыто – хоть для сценаристов Рика Джаффа и Аманды Силвер, бившихся над крепким орешком столько времени, это, вероятно, было слабоватым утешением.
Может, не все это заметили, но после успеха ленты Джона МакТирнана в каждом новом фильме о Хищниках инопланетные охотники была оснащены новым дизайном – что как бы намекало, что Землю атаковали представители разных хищных рас и племен. В перезапуске Нимрода Антала мастер по спецэффектам Стэн Уинстон, создавший оригинальный портрет Хищника, решил вернуться к истокам, но в ходе производства ленты эта идея была признана слишком уж радикальной. Инопланетянам в очередной раз придумали новые костюмы, а «старого» Хищника оставили лишь одного – в качестве ностальгической пилюли для самых забубенных фанатов. Поклонники рассмотрели своего любимца еще в трейлере и были очень рады, что культовый дизайн не вычеркнули из проекта полностью. Уинстон к тому моменту уже скончался, но ему наверняка было бы приятно, что его вклад в общее дело не остался незамеченным.
Досмотрели до титров? Тогда вы видели сцену, в которой Хэнк Пим показывает своей дочери Хоуп костюм Осы и предлагает ей наконец-то заняться серьезным делом. Хоум в ответ шутит: «Да пора бы уж, блин». Шутка может быть не понятой теми, но не следил за развитием марвеловской вселенной последние годы, но фанаты, знавшие, что первоначально Оса фигурировала еще в сценарии «Мстителей» 2012 года, радостно выдохнули: действительно, сколько можно тянуть кота за хвост и кормить обещаниями. Пора, пора.
Даже у «Пиксара» бывают провалы. В 2010 году культовая анимационная студия поместила в «Историю игрушек 3» маленький намек на свой следующий проект – стикер на стене одного из главных героев, изображающий тритона под надписью Newt Xing, которую можно было при желании прочитать как искаженную фразу «Скоро ждите». Между тем фанаты студии студии сразу поняли, что Newt – это тритон Ньют, герой будущего пиксаровского мультфильма, выпуск которого был запланирован на 2011 год.
Увы, «Ньют» на свет так и не появился: сначала релиз был отодвинут на 2012-й (и сопровожден еще одним камео-появлением тритона – теперь уже в «Храброй сердцем»), а затем и вовсе отменен, поскольку студия Blue Sky успела выпустить «Рио» со слишком похожим сюжетом. Кроме того, вдобавок вышел «Ранго» про хамелеона, напоминавшего тритона по виду. Pixar потихоньку разочаровалась в привлекательности сюжета о вымирающих ящерицах в поисках любви, и режиссер Пит Доктер переключился на новую идею, в итоге ставшую лентой «Головоломка». Впрочем, тритон, похожий на Ньюта, появился еще и в недавнем «Хорошем динозавре» – похоже, студия так и не перестала фрустрировать по поводу своего единственного отмененного проекта. Так что кто знает, может быть, Ньют в итоге еще всплывет на горизонте?