
Пока Натали Портман собирает все новые награды за свою роль в «Черном лебеде», где сыграла балерину, помешавшуюся на почве искусства, мы решили вспомнить другие ленты, героини которых имели проблемы с восприятием реальности.
Кто. Вирджиния Вульф в исполнении носатой Николь Кидман, получившей за роль первый «Оскар»
Диагноз. «Вирджиния, ты по-прежнему боишься слуг?»
Симпомы. Нервные срывы, депрессия, голоса, попытки суицида.
Анамнез. В фильме показан самый последний день из жизни писательницы Вирджинии, которую муж держит вдали от большого города, рассчитывая, что деревенский покой поможет его супруге избежать рецидивов депрессии и шизофрении.
Истоки болезни. В самой ленте об этом не сообщается, однако для самой Вульф, с которой сначала автор романа Майкл Каннингем, а потом и режиссер экранизации Стивен Долдри списывали героиню, все началось со смерти матери. Девочке тогда было 12 лет.
Итог лечения. «Дорогой Леонард, посмотреть жизни в лицо, понять ее такой, какая она есть, полюбить ее такой, какая она есть, и затем – оставить ее». Оставив вместе с жизнью и предсмертную записку, Вульф утопилась в речке.
«Отвращение» /Repulsion/ (1965)
Кто. Бельгийка Кароль в исполнении 22-летней француженки Катрин Денев.
Диагноз. «Она немножко напряжена – Она просто очень чувствительная, вот и все».
Симптомы. Фобии на сексуальной почве, галлюцинации, бессонница, апатия, паранойя.
Анамнез. Очень красивая и очень странная маникюрша испытывает отвращение ко всему плотскому, начиная от еды и заканчивая сексом. Помимо этого ее посещают странные видения: о руках, торчащих из штукатурки, и похотливых незнакомцах, проникающих к ней в комнату под покровом ночи.
Истоки болезни. О первопричинах болезни в фильме ничего не говорится, но по семейной фотографии, где юная Кароль в ужасе смотрит на одного из своих родственников, можно предположить, что проблемы у нее появились еще в детстве. Трагедию, показанную, собственно, в фильме, запускает любовник сестры Кароль – ничтоже сумняшеся, он оставляет свои бритву и щетку в стакане девушки, чем вызывает у нее первичный спазм отвращения.
Итог лечения. Расправившись с навязчивыми воздыхателями, Кароль забивается под кровать, где ее и находит сестра, вернувшаяся и путешествия по Италии.
«Три лица Евы» /Three Faces Of Eve, The/ (1957)
Диагноз. «У нее было на одну личность больше, чем у доктора Джекилла»
Кто. Ева Уайт в исполнении Джоанн Вудворд, получившей за роль «Оскар».
Симптомы. Провалы в памяти, переменчивость в манере поведения.
Анамнез. Случай из медицинской практики, роман и экранизация. Скромной домохозяйке, говорящей исключительно шепотом, ставят редкий диагноз: расщепление личности. Оказывается, что помимо, собственно, домохозяйки Евы Уайт, в ее голове живет кокетка Ева Блэк, которая считает, что вовсе не замужем, и рассудительная Кейт, которая ничего не помнит и вообще хочет выйти за другого парня.
Истоки болезни. В детстве мать заставила юную Еву поцеловать на прощанье лежащую в гробу бабушку.
Итог лечения. Редкий случай – совершенное исцеление.
Диагноз. «Почему мама не может быть просто в маниакальной депрессии как остальные мамы?»
Кто. Тара Рейд в исполнении Тони Колетт, собравшей за роль все сериальные премии, включая «Эмми».
Симтомы. Провалы в памяти, переменчивость в манере поведения.
Анамнез. Оскароносная сценаристка Дьябло Коуди прокачала старую историю про расщепление ровно на одну личность, вследствие чего ее Тара обзавелась сразу четырьмя «я»: разнузданного подростка, христианской мамаши, хамоватого байкера и своим собственным – жены, матери двух детей и дизайнера интерьеров по профессии.
Истоки болезни. Все еще выясняют. В финале первого сезона, впрочем, звучало предположение о том, что личность Тары расщепилась после изнасилования, произошедшего с ней в колледже. Однако версия эта не выдержала проверки вторым сезоном.
Итог лечения. Покой нам только снится – собственно, весь сериал начинается с того, что Тара, желающая вернуться в профессию, перестает принимать таблетки, чем и возвращает к жизни все свои дополнительные личности.
«Антихрист» /Antichrist/ (2009)
Кто. Безымянная «она» в исполнении Шарлотты Гинзбур, получившей за известные самоистязания приз Каннского фестиваля. Кстати, от роли отказалась Николь Кидман – к тому времени еще не успевшая закончить реабиталиционный курс после участия в триеровском «Догвилле».
Диагноз. «Хаос правит»
Симптомы. Депрессия, истерики, гиперсексуальность, склонность к насилию.
Анамнез. Супруг-психоаналитик, что твой Леонард Вульф, вывозит загрустившую в жену в лесную избушку подальше от срессоров и антидепрессантов. Однако птички-елочки оказывают на героиню неожиданное воздействие: она перевоплощается в обезумевшую ведьму с неодолимой склонностью травмировать окружающим все самое дорогое.
Истоки болезни. «Дьявол заставил ее сделать это». Нет, вообще-то, изначально мы думаем, что печалится супруга из-за гибели ребенка, по недосмотру вывалившегося из окна, но ближе к финалу видим, что сынишка шагнул вниз под более чем пристальным взглядом матери.
Итог лечения. В конце концов, психиатрическая наука в лице Уиллема Дефо одерживает победу. Причем, голыми руками, безо всякого там« »Прозака«.
Примечания. Вероятно, Триер списывал »ону« с самого себя: как известно, предшествовавшие съемкам три года режиссер лечился от клинической депрессии.
«Прерванная жизнь» /Girl, Interrupted/ (1999)
Кто. Сюзанна Кейзен в исполнении Вайноны Райдер, лечившейся впоследствии от клептомании. (В »Черном лебеде« Аронофски она же сыграла списанную приму-балерину, которая пытается свести счеты с жизнью).
Диагноз. »Вам когда-нибудь доводилось перепутать сон с жизнью? Или, имея деньги, украсть что-нибудь? Вам бывало тоскливо? Казалось ли вам, что ваш поезд едет, а вы стоите на месте? Может, я просто была сумасшедшей. Может, это были 60-е. Или просто я была девушкой…которую прервали«.
Симптомы. Подавленность, неразборчивость в связях, попытка суицида, отрицание попытки суицида.
Анамнез. Откачанная после единовременного употребления нескольких пачек аспирина, Сюзанна рассказывает доктору про то, как кости размягчились в ее запястьях, – и оказывается в психиатрической клинике с красивым диагнозом »пограничное состояние личности«.
Истоки болезни. Как выяснилось, все беды происходили от подавленной страсти к писательскому труду и родителей, которые требовали непременно поступать в колледж. Ну или может быть, действительно, дело было в 60-х.
Итог лечения. Исцеление и работа в книжном магазине. Или библиотеке? В общем, не какой-то дурацкий колледж.
Примечание. Вообще, »Жизнь«, основное действие которой происходит в женском отделении психиатрической клиники, памятна целой »галереей« девушек-с-тараканами. Так помимо Райдер есть тут, например, Анджелина Джоли, которая даже получила »Оскар« за роль социопатки Лизы, и есть ныне покойная Бриттани Мерфи, сыгравшая тревожную булимичку, которую Лиза доводит до самоубийства.
«Незваные» /Uninvited, The/ (2009)
Кто. Анна в исполнении пухлогубой красавицы Эмили Браунинг, которая скоро появится в »Запрещенном ударе«, где снова сыграет падчерицу, запираемую в сумасшедшем доме.
Диагноз. »Я не могу вспомнить, что случилось той ночью? – Мы живем, потому что помним. Но иногда мы живем, потому что забываем. Ты потеряла мать во время пожара. Твоя жизнь навсегда изменилась из-за протекающего бака с бензином? Может, об этом действительно лучше забыть.«
Симптомы. Депрессия, паранойя, попытка суицида, галлюцинации, навязчивые идеи, амнезия.
Анамнез. После гибели больной матери в страшном пожаре (о котором ничего не помнит), Анна пытается убить себя и попадает в психиатрическую лечебницу. Вернувшись же через десять месяцев домой, девушка узнает, что в ее отсутствие отец успел сойтись с медсестрой, которая ухаживала за больной родительницей в последние месяцы ее жизни, – и разумеется, тут же начинает подозревать будущую мачеху в том, что она на самом-то деле мать и погубила. Главным основанием для такого умозаключения, становятся мертвые дети, которые начинают являться к Анне во сне.
Истоки болезни. Причины всех анютиных психопаталогий совершенно проясняются в драматическом финале, твисту которого позавидовал бы сам М. Найт Шьямалан. Раскрывать его мы не будет, только намекнем, что амнезия, как и ложь, обычно скрывает страшное.
Итог лечения. Анна возвращается в клинику, где.. (амнезия). Вообще, большинство триллеров про параноиков заканчиваются тем, что их теории заговора вполне подтверждаются (см. »Подмену« и »Забытое«). »Незваные« – исключение.
Примечание. Вообще, все это придумали корейцы – американцы только пересняли. Не в лучшем виде, но зато с Эмили Браунинг.
«Любит – не любит» /He loves me, he loves me not/ (2002)
Кто. Анджелика, впечатлительная студентка художественного колледжа в исполнении нервической Одри Тоту.
Диагноз. »Мы все мечтаем об идеальной любви. Может быть, я просто мечтала немножко усерднее других«.
Симптомы. Неадекватное восприятие реальности, попытка суицида, агрессивность.
Анамнез. По большому счете, »Любит« – это кино про Амели, переживающую сезонное обострение. Для наглядности история поделена на две части. В первой – героиня проживает роман с женатым кардиологом. Во второй же части, показанной глазами кардиолога, мы понимаем, что девушка все себе придумала, и приходится кардиологу не более, чем соседкой. Официальный диагноз: эротомания.
Истоки болезни. Чрезмерное воображение развилось у дочери художника еще в детстве: »У меня был коллаж в виде котика. И все думали, что это был просто коллаж, но для меня это был котик«.
Итог лечения. После попытки пристукнуть объект страсти, Анджелика попадает в лечебницу, где годами складывает портрет возлюбленного из таблеток. Тех самых, которые надо глотать.
«Вероника решает умереть» /Veronika Decides to Die/ (2009)
Кто. Девушка Вероника из одноименной повести Пабло Коэльо. Роль, правда, исполняет Сара Мишель Геллар, у которой слова »крепкое психическое здоровье« написаны аккурат посредине гладкого лба.
Диагноз. »Зеленый – это не новый черный! Неужели никто не видит, что весь мир сошел с ума? Почему все так бояться видеть вещи такими, какие они есть на самом деле. Слоганы вроде этого нужны только для того, чтобы отвлекать наше внимание от того, что действительно имеет значение. И другого выхода просто не существует. Я хочу чтобы люди знали: я предпочитаю убить себя вместо того, чтобы присоединиться к тому коллективному безумию, в каком пребывает этот мир«.
Симптомы. Депрессия, попытка суицида.
Анамнез. В поисках пластыря от душевной травмы под названием »жизнь« Вероника съедает целую аптечку разноцветных таблеток, пишет в модный журнал предсмертное письмо – и приходит в себя на больничной койке. Лечащий врач рассказывает девушке, что та нанесла непоправимый урон собственному сердцу и скоро умрет. Однако вместо того, чтобы обрадоваться этому известию Вероника влюбляется с юношу-аутиста и крайне некстати обретает вкус к жизни, с которой торопилась расстаться.
Истоки болезни. Вся психодрама вероники начинается с пространного монолога, суть которого можно свести к словам »счастья нет«. И тут, конечно, не прибавить, не убавить, но зачем, как говорится, таблетки глотать?
Итог лечения. Так и не сообразившая сходить к кардиологу, Вероника начинает проживать каждый день с чувством, что тот последний.
«Я – киборг, но это нормально» /Saibogujiman kwenchana/ (2006)
Кто.Безбровая девушка Ян-гун, которая решает питаться от батареек и дружить с торговыми автоматами.
Диагноз. »Псих. – Нет, я не псих. Я киборг"
Симптомы. Галлюцинации, голоса, отказ от еды, нанесение себе физических повреждений.
Анамнез. Юная работница фабрики по производству радиодеталей узнает от голоса в своей голове, что является киборгом, и решает подзарядиться, воткнув провода себе в вены… В психиатрической клинике ее встречают с распростертыми объятьями, а также принудительным питанием и шокотерапией.
Истоки болезни. Наследственное. Бабушка считала себя королевой мышей и питалась редисом.
Итог лечения. Мечтают ли роботы об электроовцах, не мечтают ли – вопрос открытый. Но вот девушка-киборг Пак Чхан Ука оказалась вполне способной влюбиться в юношу-зайца из соседней палаты. И хотя от прогрессирующую шизофрению любовь все-таки не лечит, прогрессировать вместе – оно всяко веселее.