Анархически разноцветная экранизация сказки Роальда Даля с монструозной Эммой Томпсон.
Матильда Уормвуд (дебютантка Алиша Уир) умна не по годам, обожает рассказывать истории и развивает в себе способности к телекинезу. Пытаясь отделиться от не любящих её родителей, она поступает в школу Кранчем-холл, где сталкивается с безжалостной директрисой Агатой Транчбулл (Томпсон) со страстью к пыткам.
В работах Роальда Даля часто отмечают эксцентричность и даже жестокость в качестве фирменного блюда для взрослых, где с аппетитом «пожирают» открытых и пока ещё честных детей. «Матильда» стоит в карьере писателя особняком, а её первая экранная адаптация, срежисированная Дэнни Де Вито, ценится не меньше. В 2010 году сказку переводят в театральный мюзикл, транслируют сначала в Вест-Энде, потом на Бродвее, создают усложнённые композиции, чем разбавляют саркастичный тон оригинала и изобретательные шалости протагонистки. Новая версия — адаптация адаптации с тем же театральным саундтреком, на которую будет любопытно взглянуть детям и взрослым, одинаково живущим в «отвратительные», как точно подмечено в одной из главных песен, времена.
За камеру киномюзикла встал Мэттью Уорчус, чья «Гордость» в 2014-м стала жизнерадостной сенсацией и даже демонстрировалась в российском прокате, несмотря на тематику. Постановщик около десяти лет провёл в лимбе, пытаясь перенести текст Даля на экраны при помощи композитора Тима Минчина и автора либретто Денниса Келли. Результат предстаёт затянутым зрелищем с передозировкой сахарина по большинству фронтов. Теряет свою дьявольскую сноровку и Матильда: несмотря на заряжающий оптимизмом образ и тщательные старания, ирландская начинающая актриса Алиша Уир пытается аккуратно следовать нотам и урокам хореографии, но экранную харизму и пресловутый икс-фактор выработать не успевает. Окружает Матильду вырванный из контекста времени антураж сельской Англии без сотовой связи, но с обилием книг. Они и становятся единственными друзьями девочки: родители (эффективно раздражающие Стивен Грэм и Андреа Райзборо) обращаются к Матильде как к сыну (желанному, но несбывшемуся), считают обузой и забывают про ее школьное обучение. На помощь приходит мисс Хани (удивительная Лашана Линч), рассмотревшая в Матильде потенциал и приглашающая присоединиться к ней в Кранчем-холл.
В свои годы Матильда знакома с текстами Достоевского и Толкина, спокойно решает уравнения для старшеклассников и постепенно обнаруживает заложенные в ней телекинетические силы. Они-то и меняют расстановку сил в школе, принадлежащей директрисе с любовью к диктатуре, мисс Агате Транчбулл. Не переваривающим мюзиклы зрителям стоит присмотреться к «Матильде» хотя бы из-за перформанса Томпсон, которая с первобытными криками завоёвывает пространство, пытает детей шоколадным тортом, раскручивает их за косички и подвергает самой жестокой острастке из возможных. Изначально роль Транчбулл могла отойти ещё одному выпускнику «Гарри Поттера», Рэйфу Файнсу — тот, несомненно, смог бы провернуть феерическое шоу, — но Томпсон не оставляет шансов ни одному из гипотетических конкурентов, выступает вне сравнений, порабощает экран при помощи живительного кэмпа. Дети для Транчбулл — пушечное, омерзительное мясо; Транчбулл для аудитории — редкий источник дистиллированного, комического зла в эпоху стерильной инфантильности.
В прочих аспектах «Матильда» узнаваемо твердит о бесполезности контроля над детьми и предлагает радужную утопию, где всем жителям не помешает немного анархии. Для ежегодного напоминания вполне сойдёт, но на статус бессмертной классики претендовать явно рано и лишне.