Абсурдная комедия об одержимости одеждой
Импозантный бородатый мужчина по имени Жорж покупает у старьевщика куртку своей мечты — старомодную, с бахромой, из натуральной оленьей кожи. В качестве бонуса он получает не менее старомодную цифровую камеру, на которую, предположительно, должен фиксировать моменты жизни после навалившегося на него счастья. Прибыв в неизвестное захолустье, он представляется режиссером и заводит дружбу с местной официанткой с пуленепробиваемым лицом. По счастливой случайности девушка увлекается монтажом и с удовольствием соглашается принять участие в дебютном проекте Жоржа, поддержкой которого занимаются некие «продюсеры из Сибири». Сам Жорж тем временем постепенно слетает с катушек — его любовь к куртке, которая неожиданно заговаривает человеческим голосом, перерастает в одержимость смертоносного масштаба.
Одну из самых интересных программ Каннского кинофестиваля «Двухнедельник режиссеров» в этом году открыл фильм «Оленья кожа» — новый проект французского режиссера Квентина Дюпье, который известен в меломанской тусовке как французский электронщик и диджей Mr. Oizo. «Оленья кожа», как и большинство других проектов Дюпье, балансирует на грани жанров: это одновременно и дичайше смешная история о мужчине средних лет, и самый настоящий триллер категории «Б» с намеренно трэшевым сюжетом и целым набором карикатурных сцен насилия. Когда именно один жанр поглощает другой — непонятно. Общее настроение ленты, снятой в сепии, будто бы с легким оттенком старины, не меняется до самого финала.
Дюпье не стремится уходить от выбранной формы и в очередной раз фокусирует свое внимание на неодушевленных предметах, как уже делал в одном из своих самых известных фильмов «Шина» про, собственно, шину-убийцу, вырезающую людей на расстоянии. В новой картине Дюпье вещь все так же смертоносна, однако действует гораздо осторожней своей предшественницы, отказываясь пачкать руки (или бахрому) в крови. На этот раз куртка подчиняет своей воли глупого человечишку, который и рад придать своей жизни хоть какой-то смысл.
Как бы между прочим за навесом из абсурдного юмора и груды мертвых тел скрывается вполне себе злободневная экологическая тема — только вот подана она слишком вразброс, да и сложно в этой какофонии даже при большом желании различить хотя бы пару серьезных нот.
Уже очевидная законсервированность Дюпье в собственной кинематографической нише не мешает ему искать все новые и новые формы для самовыражения, которые «Оленья кожа» щедро предлагает зрителю, то и дело бросая вызов его морально-этическим принципам. К счастью, те, кто уже давно знаком с творчеством самобытного французского режиссера, будут только рады таким экспериментам на экране. Остальные тоже не останутся в накладе — авторский почерк Дюпье если и не произведет большого впечатления, то как минимум надолго осядет в памяти.