Главный японский авангардист Шинья Цукамото уже двадцать лет пытается разобраться со своими монстрами, но до российских экранов добрался только сейчас. В прокат выходит новая работа режиссера -- хоррор "Кошмарный детектив".
«Кошмарный детектив» /Akumu Tantei/ (2006) – первый фильм Шинья Цукамото, который покажут в России на большом экране. Первое рандеву могло состояться двумя годами раньше на картине «Vital» /Vital/ (2004) c Таданобу Асано. В тот раз к премьере обещали подвезти и автора. Но режиссер не прилетел, а прекрасного Асано, вдумчиво препарирующего труп любимой девушки в поисках исчезнувшей души, посчитали для общественного резонанса недостаточным. Что поделаешь, культовые японцы к нам не едут. Китано, Мураками, Ёсимото, составившие японский иконостас российского гуманитария, шагающего в ногу с модой, ведут космополитичный образ жизни, но одну шестую часть суши, не подписавшую с их родиной мирный договор, упорно игнорируют. Прибавится ли к этому списку Цукамото?
Цукамото – застенчивый человек в панамке, с тихим голосом и расстроенным выражением лица. Он до сих пор пребывает в смятении, зачем десять лет назад его взяли в жюри Венецианского кинофестиваля, являя пример вопиющего несовпадения интеллигентной внешности и репутации "авангардиста-монстра". Никакого "чокнутого азиата" с зеленым пергидролем, в дизайнерских очках и красной лыжной шапочке, которыми еще несколько лет назад потешал фестивальных журналистов Миике-сан (сейчас, впрочем, перешедший на футболки и лаконичный ежик). Цукамото не эксцентрик. Ему без двух годов полтинник, но выглядит он, что у японских мужчин случается, на вечные тридцать два.
Ровно двадцать лет назад Шинья Цукамото сделал свой первый (любительские опыты не в счет), главный и самый знаменитый фильм
На самом деле пожизненной эксплуатации пары-тройки сцен из "Тецуо" оказалось бы достаточно, чтобы войти в историю кино и почивать на лаврах. Однако к чести режиссера, безумное шоу с металлоломом он больше не повторил ни разу, сделав лишь развернутую цветную версию черно-белого дебюта под названием
Вообще, Цукамото, жуткий перфекционист, контролирующий свои постановки на всех стадиях развития, включая исполнение главной роли, сумел разработать какую-то очень хитроумную схему выживания, чередуя коммерческие постановки с независимыми, при этом первые постепенно мутировали у него в последние. Так, в конце 90-х он снимает комикс
В последовавшем за вторым "Тецуо"
Однако к концу 90-х эпоха чудовищных трансформаций себя исчерпала полностью. Новый период в творчестве Цукамото предвосхитил Такаши Миике, тоже вышедший из металлической шинели "Тецуо", как и многие другие визуальные нео-экстремисты бурных японских 90-х. Зловещий манипулятор, которого сыграл Цукамото в одном из самых радикальных гранд-гиньолей Миике
Наконец, в "Кошмарном детективе" самоубийца-коматозник по кличке "Зеро" коллекционирует в снах чужие жизни, продляя, таким образом, свою: с "нуля" начинается номер его мобильника, через который он программирует собеседников на акты суицида. И только разорвав зловещий круг "зеро" с помощью следопыта-экстрасенса в демоническом исполнении Рюхэя Мацуда («Табу» /Gohatto/ (1999),
Естественно, что, наигравшись с мутантами и монстрами, рано или поздно будет интересно проследить, кто реально дергает многострадальную человеческую плоть за ниточки. Цукамото, организовавший для самоубийц, потерявших смысл жизни, "телефон доверия" в своем "Кошмарном детективе", проследил и выяснил-таки, что, возможно, не человек питается божественными силами, а бог – невидимый и всесильный манипулятор – высасывает из него энергию, чтобы не превратиться в "ноль". В своем богоборчестве он, кажется, оказался много ближе к самураям Юкио Мисима, чем к фаустовской мухе-мутанту Дэвида Кроненберга – режиссера, с которым его обычно сравнивают. Впрочем, наверное этот парень в панамке всего лишь насмотрелся старых японских фильмов о Годзилле. В конечном итоге, никаких монстров в природе не существует. Это всего лишь фантазии самоуверенного хомосапиенса, мечтающего сбросить рабское иго генотипа (кармы, провидения, судьбы) и стать кем-то другим.