Камбербэтч и горе в перьях в экранизации романа Макса Портера.
В 2024 году на Netflix вышел мини-сериал «Эрик», в котором Бенедикт Камбербэтч сыграл кукловода и горе-отца, который теряет сына и манифестирует свою печаль, боль и депрессию в воображаемую ростовую куклу. Странным образом показанный на «Сандэнсе» «Чудо в перьях» (локализация вольная!) ужасно похож на сериал стриминга, только вместо сына — жена, а вместо саркастичной ростовой куклы — ворон в человеческий рост, который тоже не скупится на обидные шутки.
Камбербэтч играет вдовца без имени: жена скоропостижно скончалась, и он остался один с двумя маленькими сыновьями. По словам героя, он полагался на супругу «во всем», поэтому теперь все заботы о детях и быте мужчина должен взять на себя. Но вместо принятия ответственности он проваливается в глубокое отчаяние, из которого отказывается выбираться. То и дело вдовцу начинает мерещиться огромный ворон. Птица постоянно дразнит героя и издевается над ним, критикуя нежелание бороться за свою жизнь.
«Чудо в перьях» британского режиссера Дилана Саузерна основан на книге «У печали есть крылья» Макса Портера. В оригинале герой — писатель, но режиссер предпочел более «кинематографическую» профессию графического дизайнера. Поэтому весь фильм украшают жутковатые наброски ворон — красивый символизм, который никуда не ведет. Впрочем, как и размазанный по красивой поверхности сюжет.
Камбербэтч старается изо всех сил и изображает на экране 50 оттенков грусти. Глаза всегда на мокром месте. Главная мысль фильма, которая транслируется через персонажа: скорбь не равна отчаянию. И если от первой можно излечиться, то второе поглощает тебя полностью. Постепенно мужчина теряет интерес к своим детям, работе, внешнему миру. «Воронья» болезнь поражает и сыновей. Они тоже начинают видеть крылатого гостя, и вся семья погружается во тьму.
Режиссер фильма Дилан Саузерн начинал с документального кино про музыкальную сцену 90-х годов «Заткнись и играй хиты» и Meet Me in the Bathroom, поэтому он прекрасно справляется с визуальной частью, обрамляя картину в пижонский формат 4:3 (почти квадрат). Вначале Саузерн добавляет элементы хоррора в виде джамп скейров, но вскоре забывает про жанровые приемы и скатывается в классическую драму, чтобы лишь под конец фильма снова вспомнить, что вроде как вначале хотел снимать ужасы.
При этом драматургия дается Саузерну, выступившему также и сценаристом проекта, не так легко. Камбербэтч истерично рисует воронов, напивается, плачет, спорит с воображаемым крылатым собеседником, орет на испуганных детей — в общем, выкладывается на полную, но эмоциональные эскапады никак не двигают сюжет. Можно предположить, что в центре внимания находятся отношения отца и сыновей, которые по-своему переживают горе. Однако Саузерн даже не пытается наделить детей характерами, чтобы сыновей хоть как-то можно было отличить друг от друга. Даже природа связи отца и ворона не до конца понятна, потому что у символической птицы тоже нет индивидуальности. Не стоит забывать, что в фильме ни у одного героя нет имени: персонажи описываются в общих чертах, даже вполне себе специфический монстр, который становится коллективной галлюцинацией.
The Thing with Feathers теряет сюжетную канву и приходит к каким-то выводам только благодаря титаническим усилиям Бенедикта Камбербэтча, которому приходится нести не только печаль, но и всю картину на своих плечах. Фильм Саузерна разделяет недостатки большинства дебютов — он отталкивается от красивой яркой идеи, под которую можно придумать выдающиеся визуальные решения и даже получить в каст целого Бенедикта Камбербэтча! Однако новички запинаются сразу же, как возникает вопрос, что они хотели всем этим сказать. Травма и горе, идущие рука об руку, — основа современного кинематографа. Про деструктивные переживания сняты десятки картин, и если ты снимаешь еще одну, то у тебя есть два выхода: вложить в нее свежие идеи или показать историю по-новому. Саузерну это удается лишь отчасти.
В конце концов «Чудо в перьях» не тот фильм, который хочется костерить за отсутствие режиссерского видения. Лента в любом случае найдет свою аудиторию, потому что, к сожалению, всегда и везде найдутся люди, пережившие потерю.