Что посмотреть
Последний богатырь. Наследие Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP2WayUf8s
Интервью

Саша Кармаева о фильме «Хуже всех»: ориентировались на «Дрянных девчонок», но я пыталась цитировать Годара

В прокате идет школьная комедия о принятии себя «Хуже всех». Главная героиня Ксюша Субботина сталкивается со всеми подростковыми проблемами сразу — комплексы по поводу внешности, буллинг одноклассников, развод родителей, первая влюбленность и стремление к самовыражению через творчество. Мы поговорили с режиссеркой-дебютанткой Сашей Кармаевой о том, с какими сложностями сталкиваются начинающие кинематографистки, отличается ли новое поколение школьников от предшественников и почему женщины в кино по-особенному относятся к телесности.

Добавить в закладки
Саша Кармаева о фильме «Хуже всех»: ориентировались на «Дрянных девчонок», но я пыталась цитировать Годара

Подробнее о фильме читайте в нашей рецензии.

Как родился фильм? Что появилось сначала: героиня или сюжет?

Прочитав сценарий Лики Панкратовой, я не сразу решилась его взять. Я не подвергалась буллингу за лишний вес и не очень понимала, как делать такую историю: казалось, что у неё немного минорная интонация. А потом я увидела обложку Vogue с классными нетипичными моделями и подумала, что у нас такого совсем нет! Да, был фильм «Я худею»… и всё! Поэтому мне жутко захотелось снять историю о нестандартной красоте. 

В планах даже была сцена секса, более того, она была снята, но эпизод пришлось вырезать. Во-первых, из-за возрастного рейтинга. Во-вторых, потом я поняла, что она была не нужна — у фильма совсем другая интонация, и она бы выбивалась.

Но для меня окончательно история сложилась, когда я увидела Мусю (Римму Латышеву — прим. ред.). Без неё фильма бы не было. 

Саша Кармаева на съемках фильма «Хуже всех»

Саша Кармаева на съемках фильма «Хуже всех»

Что было сложнее всего для дебютантки в индустрии? За какие из замыслов пришлось по-настоящему бороться?

Дебютанту в целом сложно, потому что ты многого не знаешь. Поэтому тебя проще обмануть, как-то дезинформировать или переубедить. Всем нужна экономия! Из-за отсутствия опыта я не совсем понимала, где можно убавить, а где нет, в итоге была вынуждена прислушиваться к чужим советам, которые не всегда шли на пользу фильму. Кино — искусство компромиссов! Но все эти сложности воспринимаются как мелочи, потому что основная борьба у нас была за главную героиню. Я отстаивала кандидатуру Риммы Латышевой почти полтора года. Я нашла её почти сразу, кажется, она была пятой девочкой, которую я увидела, и мне хватило 10 секунд, чтобы понять: это она!

К сожалению, у мужчин за 40 совершенно другие представления о том, как должна выглядеть полненькая старшеклассница и в чем ее харизма. Мне было сложно обсуждать с ними внешность и привлекательность актрисы. Но я очень рада, что за полтора года я не устала и не выгорела и главная роль в итоге досталась Мусе. 

Римма Латышева на съемках фильма «Хуже всех»

Римма Латышева на съемках фильма «Хуже всех»

У обеих героинь — и у Субботиной, и у Барановой — взросление происходит через осознание телесности. Баранова не принимает себя, и результатом становится селфхарм, у Ксюши понятная история про отторжение своего тела из-за лишнего веса. Как тебе кажется, почему женская режиссура, не только в ромкомах, но и в других жанрах (допустим, популярных сегодня хоррорах), связана с телесностью и физиологией?

Ох, я даже не задумывалась об этом, когда снимала. Мне кажется, это происходит само собой, потому что большая часть женского опыта связана с внешностью и твоими и чужими представлениями о ней. Поэтому и киноязык женщин невольно связан с телесностью, с физиологией — как будто это логичное продолжение твоего существования каждый день.

Перед фильмом я брала множество интервью у девочек-подростков до 16-18 лет. И каждая была недовольна своим телом. Конечно, кто-то говорил: «Да, я самая красивая!» Но чувствовалось, что это поза, такая защита. Стоило начать глубже копать, как оказывалось, что веса слишком много или слишком мало, кому-то мешает слишком большой нос или уши и куча-куча других претензий к внешности. Я говорила, что у меня не было проблем с весом, но казалось, что у меня, допустим, слишком узкие глаза, не такой распахнутый взгляд, как бы мне хотелось. 

Римма Латышева в роли Ксюши Субботиной на кадре из фильма «Хуже всех»

Римма Латышева в роли Ксюши Субботиной на кадре из фильма «Хуже всех»

Была премьера фильма у меня дома в Тольятти. И мама рассылала знакомым приглашения и какие-то фото с показа на ММКФ, и очень многие женщины писали: «О-о-о, Саша так похудела! Прекрасно выглядит!» Это так странно! У меня никогда не было ощущения, что я толстая или что мне надо сбросить вес. Возможно, у меня сошла подростковая припухлость, лет так 10 назад, но после этого никаких кардинальных изменений не было. В отличие от Муси, которая набрала для роли около 10 кг! В общем, меня удивило, что обсуждали больше мою внешность, а не то, что я сняла фильм. 

Как тебе кажется, следующее поколение изменилось? Они стали лучше?

Конечно! Очень многие из них осознают, что быть не таким, как все, абсолютно нормально — и это ОК, что они выглядят иначе. Конечно, стандарты и комплексы никуда не делись, но многие подростки не боятся об этом говорить, особенно те, кто занимается с психологами. Плюс во многом это зависит от семьи и от возраста родителей. Мамы и папы 40+ часто передают собственную неуверенность детям, особенно девочкам, что сказывается на их самоощущении. 

Для тебя была важна романтическая линия? Или это скорее какая-то жанровая условность, что в фильме о взрослении так или иначе у героя или героини есть любовный интерес. Получается сюжетная конструкция, при которой в конце персонаж, пройдя через изменения, получает взаимную любовь как некий приз — немного как награду, что ли.

Романтическая линия чуть не самая главная в фильме и даже автобиографичная! И вообще, я люблю «любовь», и мне нравится её исследовать. Мне очень понятна эта влюбленность, которая в итоге ни во что не выливается, потому что Ксюша и Погуляев на самом деле по-настоящему ни разу не разговаривали и не знают друг друга. Она влюблена в образ, который сама себе придумала. 

Поэтому открытый финал логичен. В сценарии мы перебрали много разных вариантов развития событий, но именно тот, что вошел в финальный монтаж, — мой, и для меня он по-настоящему важен.

Саша Кармаева, Римма Латышева и Микита Воронов на съемках фильма «Хуже всех»

Саша Кармаева, Римма Латышева и Микита Воронов на съемках фильма «Хуже всех»

И закономерный вопрос: какие еще были автобиографические детали? Это логично для дебюта опираться на себя и свой опыт.

На показе в Тольятти были мои родственники, друзья, одноклассники и родственники одноклассников: короче говоря, люди, которые знали меня в школьном периоде. И подошла мама моей лучшей подруги и сказала: «Господи, Саша, ты сказала, что это не автобиографичная история, но я вижу тебя в каждом кадре! Ты — не Ксюша, но все остальное просто ты!» Не знаю, что конкретно она имела в виду, но если так подумать, то мои родители развелись, и я понимаю, как сложно это переживать. То, что мама и папа разговаривают с друг другом через Ксюшу, — насколько я помню, было мое предложение. Со мной происходило нечто подобное, когда ты как передатчик ходишь туда-сюда. 

Образ Погуляева тоже навеян какими-то воспоминаниями: у меня в школе тоже был похожий возлюбленный, которого я романтизировала — а-ля скетейр, холодный и недоступный. Но на самом деле любая девчонка тебе расскажет подобную историю. Очень много в фильм привнесли актеры.

Расскажи поподробнее, что, допустим? Особенно интересно узнать про Баранову — сложно быть антагонисткой.

Образ Барановой формировался постепенно, сначала мы усложнили её внутренним конфликтом, который она прячет. Потом наша художница по костюмам Екатерина Иванова предложила сделать из Барановой не обычную модницу, а модницу в футляре. Длинные рукава, пиджаки и бессменный ободок, в котором Соня пришла к нам на примерку. На ММКФ Соне задали вопрос: «Есть твоя роль в "Цикадах", где тебя буллят, и здесь, где героиня сама давит на окружающих, что тебе ближе?» И Соня призналась, что в школе была скорее похожа на Баранову.

Мне вообще очень нравится тащить личность актера в фильм, особенно когда они молодые. Это сразу обогащает: персонаж становится более многогранным. Часть саркастичных шуток Барановой была придумана Соней. Фраза Погуляева «У меня есть Бог, любовь и красота» — это импровизация Микиты Воронова. Вообще вся прогулка Субботиной и Погуляева в основном импровизация — я лишь задала метафору про акул.

Софья Аржаных на съемках фильма «Хуже всех»

Софья Аржаных на съемках фильма «Хуже всех»

А как работалось со старшими? 

Женя Добровольская тоже привнесла много себя в образ мамы. Она предупреждала, что она театральная артистка и ее часто все убавляют. Но мне кажется, что фильм сам по себе достаточно эклектичный, в нем много всего – и то, и это, и пятое-десятое. С одной стороны, мы ориентировались на «Дрянных девчонок», с другой – я пыталась цитировать Годара. Ты как дебютант хочешь все и сразу, чтобы было движово и классно. И поэтому Женя со своей яркой харизмой отлично вписалась. 

Саша Кармаева и Евгения Добровольская на съемках фильма «Хуже всех»

Саша Кармаева и Евгения Добровольская на съемках фильма «Хуже всех»

Какой дашь себе совет на следующий фильм?

Никто не знает, как снимать кино! Никто не выдаст тебе учебник. Никто не скажет тебе, как создать свой киноязык и стать условным Херцегом или Бергманом. Это всегда эксперимент — ты просто пробуешь. 

Поэтому я бы посоветовала себе быть смелее. И продолжать. Нужно исследовать этот мир через кино и не бояться принимать смелые решения!

Мария Андросова

Мария Андросова
Текст: Настасья Горбачевская
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?