Что посмотреть
Последний богатырь. Наследие Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4VtXkezW
Рецензии

Рецензия на фильм «No comment»

Двухсторонний взгляд на конфликт на Северном Кавказе мог быть реализован лучше, не подведи режиссера бинокулярное зрение. Кажется, один его глаз был прикрыт розовым стеклом, а второй – темным

Добавить в закладки
Сбитый фокус

Трейлер

Создатели и актеры О фильме Рецензия Похожие Кадры Трейлеры Постеры
Евгений Ухов
Евгений Ухов Автор film.ru с 2013 г. 2082 публикации

Забитый в школе и не слишком любимый в семье Томас находит для себя отдушину в исламской общине в Германии. Здесь он влюбляется в прекрасную турчанку, здесь получает защиту от обидчиков, здесь приобщается к новой культуре и религии. Ради любви Томас готов на все, он отказывается от родства, принимает ислам и под именем Хамза отправляется на войну, где продолжает всю свою жизнь записывать на компактную видеокамеру. В то же время в Чечне капитан Алексей Басаргин готовится вернуться домой, где его ждут жена и сын. Осталось несколько последних дней, которые не предвещают ничего плохого. Свой быт и действие в боевой обстановке Басаргин также тщательно фиксирует на пленке. Два видеодневника встречаются на пороге логова боевиков…

Кадр из фильма "No comment"

Сценарий фильма Артем Темников начал писать еще во время второй чеченской кампании, когда на смену уничтожаемым российской армией местным боевикам на Кавказ активно потянулись иностранные наемники

Хотя фильм Артема Темникова «No comment» и снят еще в 2014 году, сегодня, в последний месяц 2015-го, он не только не утратил своей актуальности, а даже получил дополнительный заряд соответствия современным реалиям. Правда, сегодня из уст политиков и журналистов чаще звучит название исламского новообразования, угрожающего миру террором, а не оценки чеченского конфликта, который продолжает тлеть на российском Северном Кавказе, но проблемы, стоящие перед миром сейчас, ничуть не изменились. Что движет молодыми людьми, идущими убивать, с обеих сторон конфликта? Чего они ждут от себя, от окружающих, от мира? Благую сторону они занимают или даже в их умах рождается сомнение, за правое дело ли они борются? Темников задается интересными вопросами, однако результат его исследования несколько разочаровывает.

Кадр из фильма "No comment"

Артем Темников прежде всего документалист. Документальное кино, как принято считать, обладает независимым взглядом, оно фиксирует реальность, оно не требует притворства, ложной эмоциональности или фантазии авторов. Это в теории, на деле же документалистика так же субъективна, как и игровое кино, это могут подтвердить все, кто хоть немного интересуется историей и изучает прошлое не только по книгам, но и по теле- и кинопублицистике. Автор документального кино может (и должен) выражать собственную позицию, и режиссеры делают это с помощью акцентов на «удобных» фактах и замалчивания не вписывающихся в концепцию событий. Вспомните, сколько разных трактовок даже самых очевидных событий прошлого существует сегодня на ТВ и документальных фильмах – вот вам и ответ. Это лишь «игра в правду», пусть и максимально приближенная к реальности.

Кадр из фильма "No comment"

Картина получила Гран-при на 23-м фестивале российского кино, прошедшем в конце ноября во французском Онфлере

Фильм «No comment» позиционируется как игровое переложение реально найденных в горах пленок. Даже название картины кричит зрителю о том, что создатели ленты не дают оценок, а фиксируют на большом экране то, что было снято для скромных просмотров в схронах и казармах. Но это отнюдь не так. Отношение Темникова к событиям, демонстрируемым в фильме, читается как открытая книга. Не имеем никакого права осуждать автора за позицию, но, увы, этот «вооруженный» взгляд существенно влияет на концепцию.

Кадр из фильма "No comment"

А ведь идея фильма весьма неплоха – два будущих противника издалека начинают знакомить зрителя со своим мировоззрением, с тем, что привело их к роковой встрече, на чем они воспитывались, какие качества вырабатывали в себе. Уже здесь Темников отказывается от симметрии, подробно раскрывая образ немца Томаса и мимоходом отмахиваясь от Басаргина. Оно и понятно, русский богатырь чист как слеза, он защищает отечество, лишен пороков, отважен и честен. Другое дело прогибающийся под турок щуплый немец, которого и свои-то шпыняют по поводу и без, – он слаб морально и физически, он прогибается под изменчивый мир, он безропотен и трусоват. И снова все правильно – в голове Темникова черта между наш-чужой, хороший-плохой, добрый-злой очевидна, и он демонстрирует это видение постоянно, максимально очеловечивая российскую разведку, которая даже пытает шутя, а если и пьет, то весело и незлобиво, и демонизируя вражеское подполье – этим лишь бы убивать, резать баранов да мечтать о гуриях. Очевидный ход, но недостойный глубокого кино.

Кадр из фильма "No comment"

Автор сам не понимает того, что, лишив две половины рассказа равновесия в оценке, он одновременно придал Томасу больше человеческих черт, чем Басаргину. В финальной сцене немец для зрителя остается человеком, простым парнем, потерявшим голову и лишившимся верного направления в жизни, а российский разведчик – всего лишь одна из жертв нелепой войны. Конечно, глубоко внутри каждый из нас понимает, что мы на стороне разведчиков, но подлинным героем, со своим пониманием прекрасного, с эмоциями, с любовью оказывается германский «слабак».

Перекосы не делают картину несмотрибельной, ничуть – лента действительно неплохо снята, хотя порой автор забывает, что делает мокьюментари, и переходит на взгляд от третьего лица. Но полноценного конфликта взглядов и мировоззрений из «No comment» не получилось – слишком однобок и очевиден собственный взгляд автора, который не позволяет остаться без комментария. Возможно, ленте помог бы третий герой, занимающий нейтральную позицию. Если зритель сможет стать таким «человеком над схваткой», вполне вероятно, что его оценка будет выше, другим же придется подождать оценки Истории. Конфликт будет тлеть еще долго, смертей еще будет много.

С 17 декабря в кино.

Текст: Евгений Ухов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?