В своей истории про смертельно больного торговца гастарбайтерами режиссер Иньярриту мучает всех: травит китайцев, выселяет сенегальцев и все это на глазах Хавьера Бардема. Последний, впрочем, с Каннским львом и совершенно не в обиде.
Барселонец средних лет Уксбаль занят воспитанием двоих детей, скандалами с бывшей женой и трудоустройством нелегальных иммигрантов. И без того непростая жизнь торговца гастарбайтерами осложняется еще больше, когда врачи сообщают, что у него рак и времени осталось совсем немного. Перед смертью мужчина пытается привести дела в порядок, но судьба напоследок одаривает его несчастиями с особой щедростью.
Добрым и веселым нравом режиссер Иньярриту не радовал никогда, а теперь и вовсе углубился в такой мрак, из которого непонятно, как выбираться. "Бьютифул" начинается смертью и ею заканчивается. Но это не просто история мучений одного безнадежно больного, а скорее форменного житейского ада, в который больной напоследок помещен.
Среда обитания героя – барселонский аналог Хитровки, населенный мерзавцами и жертвами. Здесь в подпольных цехах и трущобах китайские и сенегальские подопечные Уксбаля прячутся от полиции. Здесь же его избивают при облаве. Попытка наладить отношения с бывшей женой, алкоголичкой и шлюхой, чрезвычайно к тому же уродливой и тупой, проваливается. Детей оставить не на кого. Китайцы травятся газом. Сенегальцев высылают. Семьи разлучают. Родной брат обманывает. Плюс ко всему режиссер наградил своего героя способностью слышать мертвых, что оптимизма жизни тоже не прибавляет.
Автор заставляет Уксбаля страдать не только физически, выворачивая его душу наизнанку, то так, то эдак, проверяя на способность прощать. Измученный мужчина, вместо того, чтобы взорваться и бунтовать, превращается практически в святого, принимающего на себя всю мировую боль. Причем любопытно, что никакого особого "духовного пути", скажем, от ничтожного скота к просветленному праведнику персонаж Бардема не проходит. Просто с каждой минутой ему должно быть все хуже и хуже. Примерно так же вел себя режиссер Ли Дэниэлс, доводивший до крайних степеней унижения толстую неграмотную негритянку в фильме «Сокровище» /Precious: Based on the Novel Push by Sapphire/ (2009).
Причем оба постановщика производят экзекуцию исключительно мастерски с точки зрения построения истории, режиссуры, монтажа и всех прочих примет высокого авторского кинематографа. Видимо, они придерживаются сугубо гуманистического мнения, что раз в год полагается пойти в кинотеатр, чтобы пройти там сеанс очистительной депрессии.