"Удушье", вторая экранизация Чака Паланика, оказалась бы просто экранизацией, когда б не Анжелика Хьюстон, больше известная как Мортиция из "Семейки Адамс".
После «Бойцовского клуба» /Fight Club/ (1999) второй экранизации Паланика пришлось ждать девять лет. Не то что бы все эти годы мы томились и изнывали когда же, когда же… Одна хорошая экранизация это больше, чем выпадает на долю удачливого современного писателя – у Ирвина Уэлша столько же, у Дугласа Коупленда – и того нет, и Полоумный Чак свою долю везения, в принципе, исчерпал. Стоило ли ждать? Скорее да, радость от того, что хорошую книжку старательно и добросовестно перетащили на экран уже сама по себе – награда.
Жизнь главного героя Виктора пропала внутри печального и похабного Бермудского треугольника: он страдает от секс-зависимости, соблазная всех доступных женщин, зарабатывает деньги, давясь гамбургером в ресторанах и позволяя добрым самаритянам себя спасти, а затем дать денег (мы ведь ответственны за тех, кого спасли, так?) и заботится о спятившей матери – пациентке психлечебницы, которая его даже не узнает. Понятно, что слишком долго так продолжаться не может и цепь событий, включающая стриптизершу, симпатичную докторицу и крайнюю плоть Христа, приводит к решительным изменениям в жизни Виктора.
Если вы не читали роман и вышесказанное напоминает вам дикий, а возможно и преступный, бред – будьте уверенны, на самом деле все гораздо серьезней. Среди множества писателей, озабоченных поисками спасения, Чак Паланик один из немногих, озабоченных куда более трудными и безнадежными поисками – он ищет святости. Кто истиный праведник, на ком держится мир? И подобно Франциску Асизскому, разговаривающему с животными, Паланик вступает в беседы со всевозможными ушлепками, пытаясь выяснить – не этот ли безумец и есть новейший спаситель? В "Удушье" им стал сексуально одержимый мошенник, в "Бойцовском клубе" – страдающий от бессонницы яппи. Потерянные души, падшие слишком низко, чтобы кого-либо осуждать, ненавидящие себя достаточно сильно, чтобы что-то изменить.
Все эти противоречивые соображения решил воплотить на экране некий Кларк Грегг – актер с солидной фильмографией в 53 роли и режиссер-дебютант. У этого человека даже в мыслях не было, что он второй Дэвид Финчер, повторить "Бойцовский клуб" он даже не пытался, а просто позволил сущему быть: роману самостоятельно дышать, актерам играть так, как могут играть только актеры в американских независимых фильмах. Учитывая, что главную роль сыграл умница Сэм Рокуэлл, а подыгрывала ему умница Келли МакДоналд – решение вполне мудрое, только и понадобилось, что десяток флэш-бэков с сексом на скорую руку.
Однако, то, на что действительно следует смотреть – это сыгравшая мать Виктора Анжелика Хьюстон, больше известная как Мортиция из "Семейки Адамс". Хьюстон, несущая в этот бесхребетный фильм и в наше бесхребетное время нечто такое, отчего и в правду веришь: человек – это таинственное и удивительное существо, падение – обратная сторона святости, а ничего ценного в жизни и в самом деле не бывает без риска.