Когда идешь на густо-жанровое кино, нужно стараться задавать ему как можно меньше вопросов. Себе тоже лучше не задавать, чтобы не разругаться с великими людьми, сказавшими: "Все жанры хороши, кроме скучного". "Земное ядро: бросок в преисподнюю" -- кино густое-густое. Чего там только нет -- фильм-катастрофа, триллер, фантастика. Если в бредовость этой густоты не вдумываться, а посмеиваться над ней, действительно не заскучаешь.
В мирном Нью-Йорке в офисе утром перед совещанием бодрится группа сотрудников. Рядом на детской площадке родители бегают за детьми. Группа входит в зал заседаний, предводитель говорит "А…" и падает лицом вниз на прозрачный стол. Половина детей и родителей тоже падает и умирает. Эффектно смотрятся тридцать два трупа под одеялами на столах в анатомичке – чисто палата пионерлагеря в тихий час. Дальше американский шатл собирается приземляться, горючее кончается, вдруг компьютер делает ошибку, и вместо мыса Канаверал шатл оказывается над Лос-Анджелесом. Должен рухнуть на город, всех взорвать, но молоденькая навигаторша (Хилари Суонк) говорит опытному командиру (Брюс Гринвуд), как сесть на реку между мостами. Очень эффектно смотрится торможение перед стройкой – даже юмор есть. Так в разных городах и весях начинается в фильме гибель планеты Земля. Чуть позже выяснится, что это оттого, что ее ядро вдруг перестало вращаться в нужном направлении. Вращалось-вращалось, и перестало.
Дальше можно себе представить все, что будет происходить. Американское правительство на ушах, жить осталось не больше года, а потом все сгорим, как персики (это показывают), собирается экспедиция, строится супер-землеройная машина, и шестеро смельчаков путешествуют к центру Земли, чтоб его на фиг взорвать и сдвинуть с мертвой точки. Тут, конечно, вопрос на вопросе сидит и вопросом погоняет, но лучше оставить право поржать над всем этим каждому, купившему билет. В конце концов, в детстве Жюль Верн проходил на ура, а у него в центре Земли вообще динозавры бегали. Просто до Миллениума Голливуд был уверен, что на нас что-то снаружи рухнет, а после начал надеяться, что нас рванет изнутри. Главное в таких случаях – сочетание величины капиталовложений с величиной труда по освоению их, только в этом аспекте жанр и судится. Так вот бюджет "Земного ядра" был очень-очень приличный – 85 млн. долларов. Окупился за месяц в Америке он меньше чем на треть. Это симптоматично.
Неважно, что именно происходит, но плохо, что люди и отношения – совершенно из группы "В". Приличные, дорогостоящие актеры – накаченный Аарон Экхарт ("Эрин Брокович"), иронический Чеки Карио ("Поцелуй дракона") - взяты в совершенно стандартном наборе. Одна женщина, один негр, один подлый трус, один хитрый мальчишка, один плохой генерал и т.п. Плохо, что сам процесс путешествия не придуман, а честно позаимствован тоже из группы "В". В ней вечно на подлодке сталкиваются с каким-нибудь Левиафаном или в космосе в тысячу первый раз сталкиваются с Чужим. Значит, команда подлодки или ракеты обязательно потеряет связь с начальством или оно в целях безопасности решит ее уничтожить, обязательно ей придется хоть раз выйти в открытый космос или открытый океан, она по одному будет разнообразно гибнуть, остальные начнут говорить геройские скудные речи и мужественно сжимать зубы, демонстрируя твердые подбородки. Обязательно выживут двое разнополых подводников. В "Земном ядре" все это – совершенно один к одному, без каких-либо вариаций. Текст чудовищный.
Еще хуже, что вся магма-кора-мура при таких-то затратах не внушает доверия. Не похожа она на кору: лазер-лазером, но когда сквозь каменную толщу землеройная машина движется со скоростью болида, неубедительно это. На испытаниях все же сначала был лазер, потом – проход, то есть толчками, толчками, а не как по маслу. Магма тоже глядится, скорей, как лунный пейзаж: сняли явно работу двигателя внутреннего сгорания. Но особенно трогательно, как в финале астронавты пытаются переставить мегатонные атомные бомбы в нужном порядке и все время их роняют. Это могло бы быть классной абсолютной вампукой, и стал бы другой жанр, только тогда не должно быть вообще ничего, похожего на правду. Странно, что этого не понял опытный режиссер Джон Эмиел. Кое-что в "Земном ядре" выглядит все же лучше, чем в недавних высокобюджетных катастрофах типа "Столкновения с бездной" и "Армагеддона".
Это то, что случается на поверхности: уже упомянутое начало, где еще тоже эффектно сделана цитата из "Птиц" Хичкока, северное сияние над Нью-Йорком, озоновая дыра над Сан-Франциско с падением Золотого моста. Видимо, Эмиелу, когда-то снимавшему вполне реального "Соммерсби", все-таки ближе реально возможные катастрофы. Фантастики в детстве он не любил. Другой вопрос, в какой финансовый провал эта нелюбовь обойдется студии "Paramount".
Но для зрителя всегда есть выгода: чем хуже дурные пророчества Голливуда, тем больше уверенность, что ничего не случится.
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.