Наивная, но веселая школьно-романтическая комедия об уголовнике, который устраивается учителем в класс для трудных подростков
Молодой уголовник Зеки Мюллер (Элиас М’Барек) выходит из тюрьмы и отправляется выкапывать свои деньги, которые его девушка зарыла, чтобы их не нашли «фараоны». К своему ужасу, он обнаруживает, что деньги были закопаны на стройплощадке, которая уже превратилась в спортзал местной школы. Чтобы добраться до купюр, Зеки приходит в школу наниматься уборщиком, но вместо этого получает должность классного руководителя в хулиганском 10 «Б», который только что довел предыдущую «классручку» до психбольницы. Поначалу парень относится к своей работе спустя рукава и добивается лишь того, чтобы ребята не мешали ему жить и по ночам рыть подкоп к деньгам. Но постепенно преподавание его затягивает, и Зеки начинает искренне переживать за ребят, которые могут последовать по его криминальным стопам, если не возьмутся за ум.
Преданные зрители покойного канала MTV-Россия наверняка помнят, как он в конце прошлого десятилетия показывал подростковый сериал «Турецкий для начинающих», живописавший трагикомичную жизнь берлинской германо-турецкой семьи. Создателем этого шоу был сценарист Бора Дагтекин, сам выходец из межнационального клана, и его проект оказался столь популярен, что в 2012 году Дагтекин как режиссер снял кинопродолжение «Турецкого» (фильм назывался так же, как сериал).
Куя железо пока горячо, постановщик продолжил школьную тему в своей новой картине «Зачетный препод», где баварский тунисец Элиас М’Барек сыграл уже не разгильдяя-старшеклассника, а раздолбая-учителя. Экранной партнершей парня на сей раз стала не Йозефина Пройсс, а Каролина Херфурт (актриса изобразила «училку-заучку» Лизи, которая влюбляется в Мюллера и наставляет его на путь истинный), но зрители со слабым зрением легко могут их перепутать. То ли других молодых актрис в Германии нет, то ли маленькие рыжеволосые девушки с широкими лицами фетиш Дагтекина и он не может не нанимать их в пару к М’Бареку. Впрочем, мы не в претензии – и Пройсс, и Херфурт отлично смотрятся рядом с тунисцем.
Сюжет «учитель-уголовник “строит” разгулявшихся старшеклассников» тут же вызывает в памяти суровые американские школьные боевики, где героям порой приходилось отстреливаться от юных бандитов. Но хулиганы «Препода» – позеры, а не «риал гангста». Да, они хамы и лодыри, и они могут жестко разыграть учителя или отнять у «ботаника» деньги на обед. Но никто из них не носит оружия и не торгует тяжелыми наркотиками, и когда Мюллер устраивает им образовательные экскурсии в дом наркомана и в семью, живущую на пособие, они искренне удивляются увиденному убожеству. Очевидно, они происходят из среднего класса и манкируют занятиями не потому, что готовятся пойти по стопам родителей и старших братьев. Неудивительно, что Зеки быстро удается их приструнить.
Поскольку подопечные Мюллера сдаются почти сразу после того, как он начинает охотиться за прогульщиками с пейнтбольным ружьем, «Препод» не отличается особым драматизмом и сюжетным напряжением. В том же «Турецком» накал страстей был посерьезнее, при всей ироничности и комичности повествования. Но «Препод» на драйв и «достоевщину» и не претендует. Это добродушная и разухабистая помесь школьной и романтической комедий, которая развлекает то сценой, в которой Лизи в стрип-клубе подают коктейль с бананом, то эпизодами, где Зеки ставит с ребятами в школьном театре «Ромео и Джульетту», переведенную на современный гопнический язык. Ценителям тонкого юмора в «Преподе» искать нечего, а вот тупых, но забавных (порой туалетных) приколов в картине полно.
Впрочем, главное достояние фильма – это не сценарий, а М’Барек. Он тащит картину на своих мускулистых плечах, не забывая их периодически обнажать (фильм явно в первую очередь рассчитан на женскую аудиторию). Обаяние Мюллера – небритого «плохого парня» с золотым сердцем, который говорит что думает и переживает за учеников, даже когда кроет их по матери, – спасает картину вплоть до финала, когда обнаруживается, что Дагтекин не придумал сколь-нибудь яркую концовку. Это самый жирный минус, который можно поставить ленте, – двухчасовое кино заслуживало мощной кульминации, а не плоского выяснения отношений. Но на «тройку с плюсом» фильм все же наработал – благодаря М’Бареку, многочисленным приколам, «ботанической» привлекательности героини Херфурт, позитивной морали… И самой смешной шутки по поводу неонацизма, которую нам доводилось слышать. За возможным исключением «Продюсеров» Мела Брукса.