Картонная драма об отношениях отцов и детей, которая если и вызовет слезы, то только от смеха.
В основу сюжета фильма «День флага» легла реальная история мошенника Джона Вогеля, тот умудрился подделать стодолларовые купюры на шестизначную суму, после чего был объявлен в розыск. Его дочь, журналистка Дженнифер Вогель, написала автобиографическую книгу, которую Пенн в итоге решил экранизировать — сам он сыграл Джона, а Дилан Фрэнсис Пенн сыграла его дочь Дженнифер. История берет начало еще в 70-е, когда Дженнифер была маленькой и наблюдала за ссорами родителей, пусть отец и покинул семью, она всегда чувствовала с ним сильную связь. Годы шли, девочка решила сбежать от пьющей матери к Джону, но главный герой даже в присутствии ребенка не захотел менять образ жизни, предпочитая опасные воровские схемы спокойной офисной работе. Так бы могло продолжаться вечно, если бы Джон не загнал себя в ловушку. Откуда у Шона Пенна квота на место в конкурсе Каннского кинофестиваля, понять сложно. В 2016-м режиссер уже измучил публику своим «Последним лицом», где Шарлиз Терон и Хавьер Бардем ломали драму на фоне революционного переворота в Африке. Смотреть на эти потуги было довольно болезненно, критики разнесли картину в пух и прах, и зрела надежда, что лицо Пенна окажется в Каннах последний раз. Но нет, 2021 год полон сюрпризов. И вот опять мы наступаем на грабли 2016-го, когда в надежде на то, что Пенн все-таки реанимирует себя как режиссера («В диких условиях» все-таки был не промах), мы неизбежно двигались к тотальному разочарованию.
Сама по себе история Джона Вогеля довольно интересная, но, пройдя через визионерскую мясорубку Пенна, она превращается в трехгрошовую трагедию, где из тебя всеми правдами и неправдами пытаются выбить слезу. Либо режиссер с годами размяк и действительно может растрогаться даже от социальной рекламы, либо он прибегает к просроченным манипулятивным приемам, которые перестали работать еще в начале 90-х. Так или иначе, зрителя пронять не удастся, даже если угрожать пистолетом: будь то пробежки по колосистым полям под суровое южное кантри или непрекращающиеся истерические перепалки в семье. Пенн искусственно нагнетает драму даже там, где она не нужна, отчего все происходящее выглядит в крайней степени нелепо.
Совсем отчаявшийся зритель сможет все-таки насладиться происходящим, потому что в какой-то момент серьезный драматический триллер начинает превращаться в обезумевшее кэмповое развлечение. Диалоги на разрыв аорты могли бы приобрести золотой статус мема, если бы молодая аудитория была заинтересована в фильме, но если кто чудом и поймает его в прокате, то, вероятно, это будет аудитория постарше. Пенн связывает день рождения главного героя с важным американским патриотическим праздником — Днем флага. Это единственный день в году, когда свободный Джон Вогель, живя в свободной стране, чувствует себя свободным. Ну, вы понимаете, Вогель жил американской мечтой, и она же его и погубила, вроде как суть в этом. Дотошное старание режиссера в конечном итоге оборачивается против него: силясь донести до зрителя мысль, он разбивается в лепешку и губит любые шансы на успех.
Скорее всего, в амбициозных мечтах Шона Пенна «День флага» должен был дойти до «Оскара», судя по продакшену и фестивальному промо, планы были наполеоновские. Тут обречен повториться опыт «Последнего лица» — критики, выходя из зала, просили Пенна больше так не делать, ставили низкие оценки и клялись не давать его фильмам шансов. Жалко, что Пенн не вынес урока из комедии «Солдаты неудачи»: «Беспросветных дебилов играть нельзя. Спроси Шона Пенна, фильм ‘‘Я — Сэм’’. Сыграл окончательно отсталого, остался без “Оскара”».