Полуторачасовой рекламный ролик московских футбольных хулиганов, воспевающий их дружбу и мужественность
Автомеханик Ярый (Иван Фоминов), бизнесмен Мажор (Павел Ерлыков), вузовский преподаватель Тичер (Александр Ратников) и диджей Бритва (Григорий Иванец) руководят небольшой, но уважаемой «фирмой» футбольных хулиганов. Они редко ходят на матчи, не носят шарфы своего любимого «Спартака» и, кажется, не очень-то разбираются в футболе. Зато они регулярно дерутся с хулиганскими «фирмами» других московских команд и даже устраивают выезды в другие города. В последнее время, однако, на их драки удивительно быстро приезжает ОМОН. Тичер подозревает предательство и пытается найти «крысу». Параллельно он берется подготовить к институтским экзаменам девушку Мажора (Дарья Мингазетдинова), которая вскоре осознает, что ее репетитор нравится ей больше, чем ее ухажер.
То ли «фирмам» не хватает кадров, то ли они хотят существенно расшириться. Иначе трудно объяснить, почему футбольные хулиганы, гордящиеся скрытностью и закрытостью своей тусовки, написали о себе сценарий, а потом обратились на студию СТВ, чтобы подчиненные Сергея Сельянова сняли картину, которую трудно определить иначе как «реклама футбольного хулиганства». Общаясь со зрителями в лучших (худших?) традициях российского бандитского кино, «Околофутбола» убеждает публику, что «фирмачи» – это разношерстная тусовка мужественных парней, которые в обычной жизни никак не пересекаются (что общего у «препода», недоолигарха и диджея?), но по выходным становятся в строй и устраивают командный «бойцовский клуб», который лишь изредка вредит обычным людям. Например, если побоище устраивается в метро.
Да, среди них есть гопники и националисты, и да, они могут при случае совершить серьезное преступление – вроде погрома в кавказском ресторане. И законы о наркотиках они не уважают. Но, настаивает «Околофутбола», кокаин – дело житейское, а громят кавказцев и нападают на полицию «фирмачи» лишь тогда, как это морально оправданно. К тому же если конкретный хулиган не хочет совершать конкретное преступление, то пожалуйста, никто не неволит. Главное – не пропускать бои с другими «фирмами», стоять до конца, помогать товарищам и быть настоящим мужиком. И тогда станешь авторитетом. А сколько у тебя денег, дипломов, наколок и альбомов – твое личное дело. Так что давайте, ребята, записывайтесь в «фирмы». Если, конечно, мечтаете о регулярном мордобитии и о столь же регулярных визитах в полицию. И если считаете, что ничто так не украшает мужчину, как шрамы и справка об освобождении. Ведь срок за футбольное хулиганство получить сложно, но можно.
Почему это реклама, а не «драма», как написано в пресс-релизе фильма? Потому что драма подразумевает драматизм. В «Околофутбола» же он появляется лишь в самом конце ленты, провоцируется двумя не связанными между собой случайными событиями и оборачивается полупшиком. Так сценарии писать нельзя. Все остальное время на роль драматичной сюжетной линии претендуют скорее забавные, чем напряженные и захватывающие игры в кошки-мышки с полицией, вялотекущий и не увенчивающийся успехом поиск предателя («крысу» все-таки находят, но опять же случайно, а не в результате хитрого плана) и нелепая романтическая интрига, смысл которой в том, что субботние потасовки добавляют мужчинам столько очков харизмы, что женщины на них буквально вешаются. Даже если в остальном эти мужчины интересны лишь как знатоки исторических дат. Если это не реклама, то что?
Не может похвастаться картина и глубокими психологическими портретами. Да, бизнесмен, который дерется в «бойцовском клубе», – более сложный персонаж, чем просто бизнесмен. Но большего лента не предлагает. Социальные различия между героями явно введены в сценарий лишь для того, чтобы подчеркнуть, что в «фирмах» каждой твари по паре. Показательно, что, хотя «Околофутбола» проводит много времени в обществе Тичера, фильм так толком и не объясняет, что интеллигентный парень из интеллигентной семьи делает в хулиганской тусовке. Ведь реклама на то и реклама, чтобы утверждать, а не объяснять.