Второсортный криминальный триллер, продолжающий сюжет первосортной криминальной драмы
Выйдя из тюрьмы после отсидки за контрабанду наркотиков, Йохан (Джоэл Киннаман) осознает, что его планы начать честную жизнь пошли прахом. Поэтому он вместе со своим бывшим врагом Мрадо (Драгомир Мрсич) решает украсть «общак» сербских мафиози в Стокгольме. Тем временем контрабандист Хорхе (Матиас Падин Варела) организует поставку в Швецию наркотиков на 10 миллионов евро, а араб Махмуд (Фарес Фарес) судорожно пытается найти деньги, чтобы выплатить мафии огромный долг.
От Греты Гарбо до Нуми Рапас – Швеция всегда поставляла в Голливуд своих кинозвезд. Последний на сегодняшний день экспортный «Карлсон» – уроженец Стокгольма Джоэл Киннаман, которого мы в 2014 году увидим в заглавной роли в ремейке «Робокопа». В Штатах он уже засветился в «Фантоме» и в «Давай, до свидания!», а также в сериале «Убийство» (детектив Холдер – это пока что лучшая роль Киннамана где бы то ни было). На родине же актер прославился благодаря криминальной драме 2010 года «Шальные деньги», где Киннаман сыграл парня из бедной семьи, который водит такси, возит наркотики и влезает в мафиозные разборки, чтобы потом шиковать на глазах у состоятельных сокурсников с экономического факультета. По меркам жанрового кино «Деньги» были весьма удачной постановкой – увлекательной, многогранной и проводящей сатирические параллели между шведскими банкирами и иностранными гангстерами. А так как фильм еще и прилично заработал, то с коммерческой точки зрения его сиквел надо было обязательно снять.
С художественной точки зрения, однако, в съемках продолжения не было никакого смысла. Ведь это было кино о масках, которые носят люди, пытающиеся сочетать честную и преступную жизнь. В финале ленты все маски были сорваны, и сюжет на этом завершился. Фарш невозможно провернуть назад, а закоренелый преступник не может превратиться в наивного парня, которым герой Киннамана был в начале «Денег».
Как вы уже поняли, в споре финансов и художественной логики финансы победили. Вторые «Шальные деньги» вышли в прокат, и они оказались намного хуже предшественника. В сущности, это не столько самостоятельный фильм, сколько затянувшийся эпилог, физически или морально уничтожающий почти всех персонажей первой картины. Как говорится, «пули всем, и пусть никто не уйдет обиженным!». Естественно, идейной сложностью оригинала в продолжении даже не пахнет. Никаких масок, никакого морального лавирования, никакой демонстрации единства преступного мира – от наркокурьера до финансиста. «Стокгольмский нуар» – это простодушный и прямолинейный триллер о заварушке вокруг сумки с кучей денег. При этом картина долго раскачивается, прежде чем переходит к боевым действиям, и она не выдерживает сравнения с лучшими образцами жанра – хоть американскими, хоть скандинавскими (видели «Дилера» Николаса Виндинг-Рефна?). Так что если вы не влюблены в персонажей первой ленты и если вы не хотите узнать, кто из них доживет до финала «Нуара», обойдите новый фильм стороной. А вот «старичка» поклонникам криминальных драм посмотреть стоит. Недаром его режиссер Даниэль Эспиноза вместе с Киннаманом смог уехать в Голливуд, где сейчас снимает триллер «Малыш 44», вдохновленный охотой на Чикатило.