Провокационная, жесткая и крайне своевременная комедия о скрытой сексуальной неудовлетворенности, прячущейся в современных жителях большого города
Чем бы вы ни занимались, каких бы моральных устоев ни придерживались, секс всегда проникает в вашу жизнь. Фильм содержит несколько коротких историй о современных жителях мегаполиса, каждого из которых ждет открытие чего-то нового в интимной жизни, – фотохудожнике, снимающем обнаженную натуру, работнице комитета по нравственности, телеведущем, ратующем с экрана за рождаемость… Все они открывают себя и своих близких с новой, необычной стороны, когда дело доходит до интима.
Принято считать, что жизнь гораздо более хитра на выдумки, чем любой сценарист. Попрание этого тезиса – вот что первое приходит на ум при просмотре «Интимных мест». Зная сроки создания фильма от задумки до премьеры (а в случае с этой картиной сроки вполне можно удваивать, так как это режиссерский дебют, а запуститься новичку обычно бывает непросто), можно лишь диву даваться, как Наталья Меркулова и Алексей Чупов умудрились настолько точно попасть в наш сегодняшний день, придумывая своих героев три-четыре года назад. Сами авторы уверяют, что тогда им пришлось напрягать всю свою фантазию, откапывать в Интернете самые невероятные примеры ханжества, лживой борьбы за нравственность, лицемерные призывы к увеличению рождаемости. Авторы решили в гиперболизированной форме высмеять эти редкие пороки, но к моменту готовности картины столкнулись с тем, что их вымышленный мир стал реальностью. Редкий, уникальный случай!
Фильм напорист и жесток к зрителю, к этому нужно быть готовым. Первые же сцены бомбардируют с экрана и этими самыми «интимными местами», и такой отборной «уличной» речью, что от запикивания в ушах начинает трещать. Но стоит включиться в эту «игру», и фильм раскрывается необыкновенным букетом.
Он не так пошл и грязен, как это можно представить, – наоборот, столь изящной демонстрации всего самого сокровенного, столь тонкого баланса обнаженного и скрытого трудно найти даже в фильмах признанных мастеров эротики. Здесь же постепенно эротическое подменяется социальным, и в какой-то момент начинаешь понимать, что секс – лишь одна из сторон жизни. Не такая незначительная, чтобы от нее отмахиваться, но и не столь вопиюще важная, чтобы сводить к нему все свое существование. Просто в данное время, в данной ситуации для данных персонажей именно интимная жизнь становится катализатором осмысления, перемен, драматических жизненных решений. Спорно? Да нисколько!
Каждый персонаж в картине несовершенен, каждый имеет секрет, каждый стыдится того, что считает порочным, и каждый борется со своим внутренним пороком в меру возможностей и душевных сил, начиная от героини прекрасной Юлии Ауг и заканчивая второстепенными, казалось бы, случайными героями, на минуту появляющимися в кадре.
Особое изящество фильму придает то, что при всей сложности и деликатности темы он остается фривольной комедией, и комедией смешной. В юмор не всегда можно «включиться» сразу, его нужно поймать, уловить настроение, но когда это случается, оно уже не отпускает. Эта легкость прекрасна, пожалуй, что иного языка для обсуждения на экране сексуальности сейчас не найти, как бы вы ни были раскрепощены. А здесь разговор, даже заходя на территории ныне запретные, даже шокирующий деталями или лексиконом, ни разу не срывается в обличения или морализаторство.
Все добрые слова, высказанные в адрес картины (а «Интимные места» были отмечены несколькими премиями «Кинотавра» и уже успели «покататься» по международным фестивалям), не должны умалять той смелости, которую проявили создатели картины. Как бы бравурно сейчас они себя ни вели, можно представить себе, скольких седых волос и нервов стоил им каждый кадр. Поэтому каждый показ, каждая копия фильма (а картина расписана по России и Украине двумя сотнями копий) – это маленькая победа над ханжеством, маленький перелом самого себя, маленькое излечение от неврозов и фобий.
Смотрите в кино с 12 сентября.