Черная комедия о скептике, столкнувшемся с проявлением чудес, привлекательна блестящим языком, отличными актерскими работами и специфическим английским юмором
Еще каких-то 15 лет назад Тэд Уоллес считался тем поэтом, чьи строки займут достойное место на одной полке с британскими классиками Шекспиром и Байроном. Но пристрастие к бутылке, мизантропический настрой и патологическое неумение общаться с людьми лишили Тэда вдохновения, и теперь былой кудесник строф вынужден писать ядовитые критические статьи на бездарные театральные постановки. Впрочем, и здесь Уоллес быстро достигает дна и в результате очередной выходки оказывается вышвырнутым с работы без средств к существованию. Неожиданная помощь катящемуся под откос приходит от крестницы – та излечилась от рака благодаря чуду, которое случилось с ней в имении лорда Логана, давнего знакомого Уоллеса. За весьма приличное вознаграждение девушка предлагает поэту и публицисту осветить магические исцеляющие силы, которыми якобы обладает младший сын Логана Дэвид и помочь семье мальчика познакомить мир с чудесным даром, но с присущей ему грацией слона в посудной лавке Тэд разрушает охватившую имение иллюзию…
Блистательный английский драматург, актер и публицист Стивен Фрай, несмотря на некоторые свои расходящиеся с традиционными ценности, является одним из самых любимых по всему миру писателей – Фрай действительно обладает острым умом, великолепным даром рассказчика и специфическим взглядом на жизнь, что делает чрезвычайно интересным любое произведение, выходящее из-под его пера. Повесть «Гиппопотам» была написана Фраем еще в 1994 году (это всего лишь третье большое произведение автора), и сегодня кажется странным, почему эта дивная книга не была перенесена на большой экран раньше – в ней есть все, что требуется британской комедии: чопорное семейство, загадка, имеющая фривольное объяснение, яркий главный герой и восхитительный язык, который придает повествованию ни с чем не сравнимую атмосферу.
Впрочем, мы, возможно, спешим – «Гиппопотама» никак нельзя назвать массовым чтивом и зрелищем. Мало того что в произведении затрагиваются весьма деликатные темы, а один из персонажей является до неприличия жеманным гомосексуалом, нужно еще и иметь определенный склад характера и ума, чтобы в Тэде, главном герое книги и фильма, почувствовать человека если не симпатичного, то хотя бы понятного. Дело в том, что Уоллес является мизантропом, ворчуном-человеконенавистником в самом худшем его виде, и если подобный склад характера вам не близок, то и фильм может показаться вам весьма тяжелым зрелищем, зато если вы и сами время от времени едва сдерживаетесь, чтобы не послать все человечество в ад, то у вас не будет ни единого шанса не влюбиться в Уоллеса.
Да, Тэд – безусловный номер один в картине Джона Дженкса, но не только перо Фрая делает этот персонаж уникальным, пропойца-поэт прежде всего блистательно сыгран. Роджер Аллам, разумеется, не будет открытием, если британское кино не ограничивается для вас сериалом «Шерлок», но в «Гиппопотаме» этому англичанину удается оторваться на полную катушку. Его персонаж пьет, дерется с актерами, дает нелестные оценки поэзии в целом и своему юному крестнику в частности, регулярно тонко язвит и умудряется ругаться столь высокопарно, что его оппоненты даже не всегда понимают, с какой грязью их смешивают. Игрой Аллама, как и тем, насколько лихо в нелепые ситуации умудряется попадать Тэд, можно наслаждаться бесконечно.
Под стать главному герою и второстепенные персонажи – пусть они не столь остры на язык и далеко не так умны, как хотят казаться, в них Стивен Фрай, а затем и примерившие образы актеры вложили достаточно, чтобы рассмотреть за лицами, прическами и нарядами уколы в адрес «новой аристократии», бездарных театралов, самовлюбленной молодежи и избалованных легковерных детишек века гаджетов и Интернета. Невооруженным взглядом заметно, что все участники постановки подошли к работе над картиной с юмором – и это «Гиппопотаму» явно пошло на пользу, лента смотрится на одном дыхании, а улыбка с вашего лица сойдет только в драматическом финале, который Фраю и Дженксу также блестяще удался.
Мы намеренно избегаем подробностей о чуде, которое ждет Теда в имении приятеля, – оно, во-первых, весьма нетривиально, а во-вторых, его понимание приводит к неожиданному результату. Но отметим в качестве подсказки, что «гиппопотам» в названии отсылает не только к толстокожести характера главного героя и поговорке о слоне в посудной лавке (в некоторых странах место слона занимает гиппопотам), но и к чуть перефразированной шутке о том, что плохое зрение бегемота при колоссальном весе – проблема не его, а окружающих. Порой всем нужен такой Тед в числе знакомых, человек, который критическим взглядом оценит наши радужные мечты и крепким словом вернет на землю. А уж как принимать такие слова – совсем другая история.
«Гиппопотам» в сезон блокбастеров разительно отличается от остального кинотеатрального репертуара – в этом фильме нет спецэффектов, действие его разворачивается в пределах нескольких акров, а персонажей можно пересчитать по пальцам, но именно в этой компактности и приземленности кроется прелесть подобных постановок. Лента по книге Стивена Фрая – это неожиданный подарок тем, кто давно перестал верить в людей и во всем видит только приближающийся тлен. Таким тоже нужна своя порция удовольствий и свое маленькое чудо, спрятанное в парнишке с дурным умением рифмовать слова.
С 29 июня в кино.