Не сказка и не комедия - чисто приключенческий мульт "Смывайся!" - радует глаз в первую очередь изобретательной постановкой. Помойное (канализационное) существование крысок, мышек, лягушек и улиток дало богатый импульс фантазии режиссеров Сэма Фэлла и Дэвида Бауэрса. Всякий разный хлам и утиль (от носков и трусов до летучих миксеров и плавучих зонтиков) заполняет компьютерный мир приятными неожиданностями, все время обновляющимися и забавно играющими на диспропорциях.
"Огромные" трусы становятся парашютом для маленького "мышонка" в человеческом облике.
Вторая находка – чисто "человеческий" сюжет, хотя грызуны с земноводными нарисованы убедительно. Началом мульт отдаленно напоминает "Принца и нищего", когда домашний мышь и помойный крыс поменялись местами. Продолжается он как "Пеппи Длинныйчулок" – мышь встретил рыжую Риту, дитя подземелья с пиратскими наклонностями, и у них начался "враждующий" роман. Затем включается нечто вроде "Дюймовочки": влюбленные улепетывают, а их преследуют жабец с кузеном лягушом. "Дюймовочка" вспомнилась, поскольку неназойливо проведена тема одиночества. Но решено все сугубо на "современный" манер, и за каждым из присутствующих угадываются не сказочные персонажи, а герои последних боевиков. Степень "приключенческости" – как в "Романе с камнем" /Romancing the Stone/ (1984) (тут и рубинчик кстати), боевая натура Риты не уступает Ларе Крофт, а жабец косит под всех планетарных злодеев сразу из всех серий Бондианы
Интересно рассматривать, потому что мульт нового поколения легко ассимилирует все накопленные "живые" достижения. Если в Бэтмениане "пингвинья" канализация требовала почти театральной условности, в "Смывайся!" подземный мир абсолютно органично присоединяется к общеизвестным "кислотным" "пост-апокалиптическим" мирам блэйдов и нирван. Только с летающими миксерами. И мульт не пародирует, а именно пересоздает своими средствами гигантскую заледеневшую волну из "Послезавтра" /Day After Tomorrow, The/ (2004). И вкрапления мюзикла с улитками под зонтиками в нем ничуть не менее ярки, чем в живых мюзиклах. И свет над искусственным городом с разными странными существами соответствует "Звездным войнам" /Star Wars/. А с "водопадными" приключениями в унитазе вряд ли сможет поспорить какой-нибудь Том Круз, хотя адреналина они добавляют – будь здоров.
Пожалеть можно лишь о чрезмерной увлеченности авторов анимационной "материей" в ущерб "душевным разговорам". То есть изобразительно-технические потенции у них ничуть не меньше, чем у Миядзаки, а смысла меньше. По "Смывайся!" просто очень хорошо видно, как вредна талантливым людям голливудская "семейность". В ней все идет к тому, чтобы насильственно впадать в детство. А придуманная канализация на контрасте с гламурным миром Кенсингтонского особняка с совершенно прелестными куклами позволяла сделать "человеческий" сюжет гораздо более значительным, едким и саркастичным, конвертируемым по возрасту. То есть и дети бы не скучали, но и взрослые не скучали бы. Короче, мульту не хватило рваных презервативов в качестве спальных мешков – не хватило здорового цинизма.
Тут еще важен такой момент, как список оригинального озвучания. Дублирующие Иван Ургант и Яна Чурикова нормальны и ничего уже из этого сюжета не изымут.
Но сами имена Кейт Уинслет, Хью Джекмана, сэра Йена МакКеллена, Жана Рено, Энди Серкиса и Билла Найи, говоривших за крысок и лягушек, вызывают столько ассоциаций, что на них можно было бы наварить гораздо больше смысла. Грех было этим не воспользоваться.