Сбивчивый и неровный сезон, который бывает слаб и невыразителен, но тем не менее в свои лучшие моменты абсолютно шедеврален
Старинная школа ведьм, базирующаяся в Новом Орлеане, балансирует на грани – ее некогда славные деньки давно прошли, в школе всего четыре воспитанницы, и Верховной ведьме Фионе (Джессика Лэнг) нет до них никакого дела, она всю жизнь занималась только собой. Но где-то рядом набирается сил новая Верховная, и по мере того, как она крепнет, Фиона теряет силы. Ее главная обязанность как наставницы – найти свою преемницу и помочь ей раскрыть свои таланты, но у Фионы на этот счет другие планы.
Подружить телевидение с хоррорами на Западе пытаются уже давно – когда-то были ироничные, но временами жутковатые «Байки из склепа» и «Сумеречная зона», потом появились «Баффи», «Сверхъестественное» и «Настоящая кровь», а несколько лет назад жанр вышел на новый виток своего развития с весьма брутальными «Ходячими мертвецами» и «Американской историей ужасов». История развития первого из этих сериалов – отдельный разговор, а вот «Американская история ужасов» сразу взяла быка за рога и выписала себе безотказный рецепт «как не слиться в унылую мелодраму» – делать себе каждый сезон полный ребут, оставляя актеров, но разыгрывая абсолютно новые сюжеты.
Первый сезон получил название «Дом убийств», и это была классическая страшилка о «доме с привидениями», которую поднял на новый уровень мощнейший каст и раскидисто ветвящийся сценарий. Во втором сезоне действие перенесли в психиатрическую больницу, что позволило резко расширить тематику – к привидениям и монстрам из подвала добавились одержимые дьяволом, непойманные нацистские преступники, маньяки-насильники, демонический ребенок и даже инопланетяне со своими юннатскими опытами. Во втором сезоне проклюнулась и главная проблема сериала – непомерные амбиции, которые заставили авторов понадкусывать все, что только можно, но в финале свести все к затянутой и совершенно не захватывающей развязке, смазывающей общее впечатление.
В третьем сезоне бессменные шоураннеры Райан Мерфи и Брэд Фальчук сделали выводы и слегка сузили фокус. К ведьмам прилагаются маньяк-убийца, орден потомственных охотников на нечисть и мадам из колониальных времен, обожавшая пытать рабов, но без зеленых человечков в летающих тарелках на этот раз обошлись. И тем не менее глаза у авторов все равно разбегаются – в сюжете столько потенциально интересных персонажей и тем, что действие скачет галопом по европам, а герои и целые сюжетные линии вываливаются на ухабах.
Так, вынесенный в титры Эван Питерс получает намного меньше экранного времени, чем Габури Сидибе или Анджела Бассетт, проходящие как «приглашенные звезды», а Таисса Фармига, которую сериал упорно сватает в центральную героиню несколько первых эпизодов, с середины сезона уходит в глубокое подполье, а о ее «таланте» убивать сексом после первой серии почему-то вообще не вспоминают. Видимо, авторы хотели, чтобы сериал весь сезон «вальсировал» от одной героини к другой, но по факту выделяется лишь центральная линия Фионы и множество «рюшечек», зачастую странных и бесполезных.
Справедливости ради, это далеко не самое плохое, что могло случиться с сезоном. Джессика Лэнг на седьмом десятке разыгралась так, что она сама времен «Кинг Конга» сгорела бы со стыда, и Фиона – наверное, одна из лучших ролей в ее весьма продолжительной актерской карьере. Зацикленная на власти и красоте эгоистка, Фиона может проявлять человеческие черты, но только в двух случаях – когда ей что-то нужно и когда она слаба. Стоит ей снова встать на ноги, она, словно гадина из истории про змею и черепаху, тут же вцепится в горло – не исключено, что своему спасителю. То, как тонко и изящно авторы манипулируют нашим отношением к Фионе на протяжении всего сезона – признак подлинного мастерства, жаль только, что на ее фоне меркнут все остальные герои.
Еще одно слабое место сезона уже традиционно – финал, который, поманив экстримом, в конце концов зачем-то выворачивает на тропу опасливой посредственности. Не обошлось и без чисто сюжетных «заусенцев» – так как самые могущественные ведьмы умеют возвращать людей к жизни, готовьтесь к тому, что чуть ли не все ключевые персонажи будут умирать и воскресать по несколько раз за сезон. Сначала это шокирует и увлекает, под конец начинает раздражать: «Ну вот, теперь эта умерла, оживляйте уже быстрее».
И все равно, несмотря на всю критику, «Шабаш» обязательно стоит посмотреть – да, у сезона есть общие проблемы, характерные для всего сериала, есть свои маленькие локальные минусы, но, как ни крути, это Событие. И событие не только на телевидении, где проектов подобного уровня не видно даже отдаленно, но и в хоррор-индустрии как таковой. «Американская история ужасов» – один из редких и потому бесценных примеров, доказывающих, что жанр хоррора в правильных и умелых руках универсален. Что из него можно сделать комедию, можно сделать романтическую историю, а можно – душераздирающую драму вполне «оскарного» уровня. Главное – желание. И, разумеется, талант.