14 странных снов и их толкования. От небоскребов в виде катушек Теслы во сне Роберта Дауни-младшего до хомяков-каннибалов от Кейт Уинслет. Доктор Келли Балкли специально для EMPIRE анализирует, что бурлит в этих творческих подсознаниях, – не зная, описание чьего именно сна мы ему рассказали.
14 странных снов и их толкования. От небоскребов в виде катушек Теслы во сне Роберта Дауни-младшего до хомяков-каннибалов от Кейт Уинслет. Доктор Келли Балкли специально для EMPIRE анализирует, что бурлит в этих творческих подсознаниях, – не зная, описание чьего именно сна мы ему рассказали.
Питер Джексон
Как-то ночью, много лет назад, мне приснился целый сюжет для сиквела «Познакомьтесь с Фиблами». Он был основан на идее, что в Новой Зеландии нет закона, который запрещает тебе баллотироваться на выборах, если ты не человек. И вот кому-то приходит в голову идея выставить кандидатуры Фиблов. Бегемот Хайди становится премьер-министром, и все они избираются в правительство Новой Зеландии. А затем во сне все поняли, что избрали не самих марионеток, а их кукловодов, и теперь эти капризные примадонны получили контроль над страной. Я проснулся с мыслью: «Ух ты, вот это крутой получился бы фильм!» С тех пор я мечтаю, чтобы мне приснился еще какой-нибудь сюжет.
Говорит доктор Балкли: Мозговая активность, приведшая к формированию этого весьма странного сна, определенно связана с активностью, проявляемой этим индивидом во время бодрствования. По меньшей мере, это признак того, что он страстно любит работать, никогда не перестает думать, планировать и творить.
Джиллиан Андерсон
Мне снилось, что я бездомная, стою на мосту в каком-то рванье, а весь мир вокруг окрашен в сепию. Я ловила в Темзе червей с помощью длинной лески. Потом снимала их и отправляла в рот.
Говорит доктор Балкли: Замечательная картина стихийной симметрии, в центре которой расположен сам спящий. И эта странная рыбалка наоборот – как будто это его хотят поймать на крючок. Мне этот сон кажется похожим на начало мифа о молодом герое, который начинает с самых низов, черпая силу из вод предков, и готовится к поискам славы, богатства и приключений.
Стивен Содерберг
Помню, когда мы снимали «Кафку», мне приснилось, будто я беру на роль Кафки Пола Хогана. Тогда «Крокодил Данди» был еще популярен, и он был большой знаменитостью. И вот я стою, смотрю на него и думаю: «Он блондин, у него загорелая кожа… как мне убедить зрителя, что такое мое художественное решение имеет право на жизнь?» А в итоге оказалось, что с коммерческой точки зрения мне бы и впрямь стоило, наверное, взять на эту роль Хогана.
Говорит доктор Балкли: Отличный пример кошмара, связанного с работой. В таких снах иногда приходит творческое решение проблемы. Даже если считать сны в целом бесполезными, по крайней мере, они заставляют нас исследовать альтернативные способы мышления и восприятия. Этот режиссер в конце тоже пришел к такому заключению.
Сэмюэл Л. Джексон
Мне снится сон, в котором я падаю. Говорят, если долетишь до земли, то у тебя случится сердечный приступ, и ты умрешь. Так что я стараюсь не просыпаться, чтобы посмотреть, что будет. Как-то я действительно ударился о землю, пробил ее и оказался в воде. Потом полетел. Очень крутой сон. Теперь я предвкушаю его повторение.
Говорит доктор Балкли: Одна из функций сна – расширять в нашем сознании границы возможного. В нашем случае спящий форсирует этот процесс и идет дальше, чем большинство людей. Во многих религиозных традициях такие способности были бы названы мистическими, а обладающего ими человека могли бы отправить учиться на лекаря или шамана.
Роберт Дауни-младший
Я вхожу в современный город, где небоскребы заряжаются друг от друга, как большие катушки Теслы. Затем я иду на свидание с двумя близняшками, и в конце они меня убивают. Анализируй это.
Говорит доктор Балкли: Звучит как сон маниакального супергероя! Или кого-то, кто с трудом сдерживает свой экстраординарный творческий потенциал. А может быть, кто-то нас просто разыгрывает. Этот короткий образный ряд, взят ли он из сна или еще откуда-то, довольно точно описывает психологический подъемупадок во время приступа мании. В такие моменты когнитивная граница между бодрствованием и сном может практически исчезать.
Джадд Апатоу
Мне снилась масса очень ярких снов про самолеты, которые вот-вот грохнутся. И такое, знаете, чувство, когда просыпаешься, будто это действительно произошло – что где-то сейчас самолеты чудом избегают катастрофы или стремительно несутся вниз. Я не летаю самолетами, вообще. Когда приходится, сажусь в конец салона и схожу с ума.
Говорит доктор Балкли: Сны об авиакатастрофах могут довольно прозрачно символизировать боязнь «падения»: или карьерного, или в отношениях, или просто в личной жизни. Такие сны не обязательно свидетельствуют о том, что с человеком это действительно происход
Рэй Уинстон
Я стоял под огромным деревом – наверное, это было где-то в Серенгети, в Африке – и смотрел, как мою семью поедают львы. В детстве этот сон снился мне по- стоянно… Я и сейчас до усрач- ки боюсь львов, и в зоопарке мне всегда кажется, что они только и думают, как бы меня сожрать.
Говорит доктор Балкли: Вполне можно представить, что нашим далеким предкам, жившим непосредственно в Серенгети, снился такой же кошмар. Следы этого инстинктивного страха встречаются и во снах современных людей. Страх из детского сна преследует этого человека в зрелом возрасте, в связи с чем мне кажется, что он часто полагается на свои инстинкты и животные реакции.
Роберт Карлайл
Вокруг все белое и размытое, откуда-то раздается высокий назойливый звук. Потихоньку мне удается сфокусироваться, и я вижу, что передо мной малюсенькая балерина. Звук все громче, все белеет еще больше, балерина начинает расти. Она растет и растет, и вдруг – бах! – превращается в пару туфель.
Говорит доктор Балкли: Звучит как страшный сон, хотя спящий, возможно, и не был напуган. Все растет, как в «Алисе в Стране чудес»: балерина, яркость света, громкость звука, но результат на удивление прозаичен – пара туфель. Обувь – точка нашего физического соприкосновения с Землей и силой ее притяжения. Если «малюсенькая балерина» олицетворяет художественную свободу от гравитации, то туфли могут символизировать возможность переноса этой странной энергии в повседневную жизнь спящего.
Милла Йовович
Мне как-то снился действительно классный сон, как будто я играю в фильме с молодым Джеком Николсоном. Мы были в пустыне, в такой суперской тачке в стиле семидесятых, и я там просто жгла, сцена выходила замечательная. А потом к нам подошли костюмеры и сказали: «Эй, на нем же рубашка не того цвета». Я жутко расстроилась: все мои старания пошли псу под хвост из-за неправильного цвета рубашки.
Говорит доктор Балкли: Мотив путешествий во времени предполагает поиск более глубоких связей с прошлым: что-то похожее австралийские аборигены ищут во «времени сновидений», когда предки еще ходили по только что созданному миру. А современная актерская версия может выглядеть как возврат в ту легендарную эпоху, когда создание фильма было дерзкой творческой авантюрой. Однако сон оборачивается кошмаром, когда спящей грубо указывают на ее низкий сттатус в актерской иерархии.
Кейт Уинслет
Когда я была маленькой, одна из наших хомячих вдруг родила; мы даже не знали, что она была беременна. Мы позвонили в зоомагазин, и нам сказали убрать от нее детенышей – мол, хомячихи после родов бывают сильно испуганы и могут их съесть. Мы не послушали их, и случилось ровно то, о чем нас предупреждали. Меня это так впечатлило, что лет до пятнадцати меня преследовал сон о хомяках, пожирающих свое потомство.
Говорит доктор Балкли: Подобные сны отлично подходят под описание посттравматических кошмаров, хотя их редко так диагностируют. Исследования посттравматических расстройств показывают, что если человек испытал травму в прошлом, он более уязвим для новых потрясений. В нашем конкретном случае ситуация одновременно повседневная и мифическая. У многих в детстве были грызуны, но ужасный образ матери, поедающей собственных отпрысков, – одна из базовых тем мифологии. Неудивительно, что история с хомяками оставила такое сильное впечатление!
Марион Котийяр
Я в номере отеля со своей близкой подругой, только сейчас она знаменитая актриса, и вокруг нее постоянно крутятся какие-то люди. Мы спорим о чем-то, говорим, что когда-то мы так близко дружили, потом она начинает плакать, и я ее обнимаю. Я говорю: «Не грусти, это были замечательные времена». Потом мы вдруг оказываемся вместе в постели, но теперь мы уже мужчины. Я Томас Магнум, а она Майк Хаммер, но мы жутко толстые, волосатые и усатые. Потом мы бежим через джунгли, прыгаем со скалы и замираем в воздухе, и в этом стоп-кадре возникает название фильма, написанное большими красными буквами. В итоге я просыпаюсь от смеха.
Говорит доктор Балкли: Очень странный, нелепый сон, хотя в нем просле- живаются интересные схемы. Здесь нужно было бы подробнее выяснить ее личные ассоциации с этими знаменитыми детективами, хотя их гипер-маскулинная природа вполне очевидна. Как минимум, все эти странные метаморфозы свидетельствуют о новых этапах и неожиданном развитии отношений с этой самой подругой.
Сэм Мендес
В детстве мне постоянно снился сон про Злобную Ведьму Запада (Бастинда в «Волшебнике Изумрудного Города» – EMPIRE). Она шла по моей улице, гнула стоявшие вдоль дороги фонари и гасила их один за другим, подходя все ближе и ближе. И когда она вырубала последний фонарь, я просыпался… с криком.
Говорит доктор Балкли: Я ничего не знаю о личной жизни спящего, но его кошмары открывают горькую правду: смерть доберется до нас. Отсылка к Злобной Ведьме Запада из «Волшебника Страны Оз» говорит о том, что он довольно рано стал использовать фильмы как убежище от этого страха. Они создают для нас иллюзию бессмертия: ведь если смерть – это Злобная Ведьма, то спящий может быть Дороти, которая сбежит от нее.
Кристен Белл
Мне несколько раз снился сон, в котором мой пес разваливался на две половинки, как хот-дог, и мне приходилось соединять его зубочистками. Не знаю, что бы это значило.
Говорит доктор Балкли: Если предположить, что это детский сон, то это еще один пример экзистенциальной проблемы, с которой порой сталкиваются в сновидениях. В раннем возрасте у детей наступает момент осознания хрупкости жизни и того факта, что все, что мы знаем и любим, однажды распадется и умрет. Я бы сказал, что этот сон говорит не больше и не меньше, чем: «Такова жизнь».