Необязательная ревизия детского фэнтези от The Roku Channel.
В последние годы воскрешение полузабытых сюжетов из детства миллениалов стало своего рода трендом: только в прошлом году на малые экраны вернулись сразу две легенды — «Мурашки» Роберта Лоуренса Стайна и «Перси Джексон» Рики Риордана. Оба сериала нашли свое пристанище на стриминговой платформе Disney+ и получили разный отклик от аудитории. Новая экранизация «Хроник Спайдервика», основанная на одноименной серии книг Тони ДиТерлицци и Холли Блэк, также изначально была пущена в разработку продюсерами «мышиной студии». Однако в процессе что-то пошло не так, и уже готовый сериал перебрался на онлайн-сервис The Roku Channel, известный, в частности, по эксцентричной комедии «Странный Эл» и психологической драме «Среди акул». После просмотра первых эпизодов новых «Хроник Спайдервика» становится понятно, почему Disney+ принял решение отказаться от трансляции сериала — он не подходит под целевую аудиторию платформы. Впрочем, на The Roku Channel «Хроники Спайдервика» тоже вряд ли ждет успех.
Сюжет шоу разворачивается вокруг семейства Грейсов, Хелен (Джой Брайант) и трех ее детей — 17-летней Мэллори (Микала Ли) и 15-летних близнецов Джареда (Лайон Дэниелс) и Саймона (Ной Коттрел). После тяжелого развода Грейсы переезжают из шумного Бруклина в старинный дом своих предков Спайдервиков, где, понятное дело, творится всякая чертовщина. Джаред — самый непослушный и проблемный из Грейсов — то и дело натыкается на волшебных жителей Спайдервика, но ему никто не верит. К счастью, на помощь Джареду приходит двоюродная бабушка Люсинда (Чарлейн Вудард), она рассказывает мальчику о семейной реликвии Спайдериков — старинной книге, которая подтверждает существование волшебных существ. Проблема лишь в том, что на книгу уже открыл охоту злобный огр Мулгарат (Кристиан Слейтер), представляющий невероятную опасность как для самого Джареда, так и для всей его семьи.
В линейке классического детского фэнтези «Хроники Спайдервика» стоят где-то между «Хрониками Нарнии: Лев, колдунья и платяной шкаф» Клайва Льюиса и «Ключами Локков» Джо Хилла, представляя собой светлую сказку о превратностях большого взрослого мира. В прозе Тони ДиТерлицци и Холли Блэк гоблины, огры, гномы, боггарты и прочая потусторонняя живность были своего рода аллюзией на опасную реальность, которая ждет ребенка за каждым углом. Одноименная экранизация 2008 года от режиссера «Дрянных девчонок» Марка Уотерса четко следовала нравственному посылу оригинального текста, выбирая в качестве основного инструмента диалога со зрителем детскую непосредственность и обилие чудаковатых CGI-монстров. «Хроники Спайдервика» Уотерса сложно было назвать образцовой экранизацией: ей не хватило эльфийской магии, да и в целом атмосферы волшебства. Новый сериал от шоураннера Арона Колейта — автора комиксов, сценариста и продюсера «Героев» и «Рассвета» — даже не пытается войти в плоскость Уотерса и весьма уклончиво подходит к самобытности оригинала. «Хроники Спайдервика» стараются делать все возможное, чтобы сюжет соответствовал духу времени: в книгах Джаред был обычным проблемным подростком, в сериале ему «подарили» диагностированное психическое расстройство и даже отдельную арку с лечением в стационаре. Колейт выстраивает довольно убедительные метафоры между ментальным здоровьем, экстрасенсорикой и провидением. Уделяет внимание социальному аспекту темы, вызывая зрителя на непростой разговор о стигматизации людей с психическими заболеваниями, и на первый взгляд делает все правильно. Проблема лишь в том, что чем больше «Хроники Спайдервика» пытаются собрать коллекцию актуальных общественных тезисов, тем меньше сериал тяготеет к своему первоисточнику.
Колейт делает все возможное и невозможное, чтобы отказаться от корней «Хроник Спайдервика», меняет не только возраст, но и культуру, и даже национальную принадлежность главных героев. В конце концов абсолютно необоснованно уводит нарратив в сторону злодея — обаятельного Кристиана Слейтера, дебютировавшего в роли огра, — и все чаще теряет ощущение старой доброй сказки, ради которой, собственно, и был выпущен сериал. В фэнтезийной серии Тони ДиТерлицци и Холли Блэк была добрая дюжина историй, которые не успели соприкоснуться с фильмом Уотерса, но Колейт почему-то не хочет воплощать их на экране. Вместо этого он деконструирует киновселенную «Хроник Спайдервика», оставляя от наследия авторов лишь красивые декорации. Впрочем, тем, кто не успел ощутить восторга от оригинала, новые «Хроники Спайдервика» могут показаться вполне допустимым способом скоротать одинокий вечер, остальные, вероятно, будут разочарованы.