Обычно люди сражаются, чтобы выиграть. Но иногда они понимают, что у них нет шансов на победу - и все же идут в бой, чтобы не уронить свою честь, задержать врага или забрать с собой в мир иной как можно больше противников
Последний бой заглавных героев
Один из самых успешных вестернов в истории Голливуда завершается не триумфом, а гибелью заглавных героев. Легендарные бандиты Дикого Запада находят свою смерть в Боливии, куда они перебрались в надежде, что там грабить будет проще, чем в родных США. Однако в Боливии тоже находится решительная полиция, и в концовке ленты героев буквально припирают к стенке. Тем не менее персонажи Пола Ньюмана и Роберта Редфорда находят время для шуток и разговора о планах на будущее – прежде чем они выпрыгивают из укрытия навстречу пулям боливийцев.
Гибель Васкес и Гормана
«Чужие» заканчиваются победой Рипли, но этому триумфу предшествует безнадежный бой лейтенанта Гормана и рядовой Васкес с нападающими Чужими. Сражающаяся до конца Васкес смертельно ранена, и Горман не может ее вытащить. Но вместо того чтобы бросить подчиненную, он погибает вместе с ней, подорвав себя гранатой и забрав с собой минимум одного Чужого. Трудно сказать, верный ли это поступок Гормана как командира, однако это определенно героическая смерть.
Жертва Леона
Даже такому выдающемуся убийце, как Леону из одноименной картины, не приходится рассчитывать на то, что он выживает в схватке с отрядом полицейского спецназа и коррумпированными копами. Но Леон знает, как превратить поражение в победу. Когда главный злодей фильма Стэнсфилд смертельно его ранит, Леон вручает ему чеку от гранаты и подрывает себя вместе с «оборотнем в погонах». Это не только восстанавливает справедливость, но и спасает маленькую Матильду, за которой Стэнсфилд весь фильм охотится.
Бой Боромира с орками
Принц Боромир – один из самых неоднозначных персонажей «Властелина Колец». Он готов сражаться с армиями Саурона и Сарумана, но хочет делать это на своих условиях и в своих интересах, а не в рамках общего дела. Поэтому Кольцу удается отчасти его соблазнить. К счастью, он вовремя одумывается и погибает как герой, а не как предатель. Боромир защищает хоббитов буквально до последней капли крови – он продолжает сражаться, даже когда орки наносят ему несколько смертельных ран.
Финальная битва самураев
В «Последнем самурае» японские дворяне пытаются отстоять свою честь и достоинство, в то время как страна реформируется в западном стиле и эпоха самураев подходит к концу. Их война изначально обречена на провал, так как они пользуются традиционным холодным оружием, в то время как армия императора осваивает прежде запрещенное в Японии огнестрельное оружие. Тем не менее самураи продолжают сражаться. В финальном сражении они на лошадях атакуют позиции, защищенные пулеметами. Результат предсказуем – однако повстанцы одерживают моральную победу, и император решает, что Япония должна одновременно реформироваться и сохранять свою уникальную культуру.
Последний бой Нео
В финале трилогии «Матрица» агент Смит и его клоны становятся слишком сильны, чтобы его можно было победить. Однако Нео и Машины находят способ остановить Смита – ценой гибели Нео. Когда Смит одерживает предсказанную ему победу и поглощает Нео, чтобы превратить его в свой клон, это предоставляет Машинам возможность уничтожить Смита изнутри, через подключение к телу Нео. Жертва героя вкупе со всем его предшествующим противостоянием со Смитом оказывается не напрасной.
Последний бой Тони Монтаны
Заглавный герой знаменитого криминального фильма – отпетый подонок, и его гибель в конце ленты не вызывает никакого сожаления. Собаке собачья смерть! Но нельзя не признать, что погибает Монтана героически. Он устраивает настоящую бойню наемникам своего криминального соперника, отстреливаясь от них из автомата с подствольным гранатометом. Правда, Тони делает это после изрядной порции кокаина. Но это мелочь в сравнении с тем, как круто он выглядит, когда расстреливает бандитов.
Последний бой отряда Травкина
Разведчики отправляются в тыл врага не для того, чтобы погибнуть. Их задача – разведать обстановку и вернуться назад. Если разведданные не доставлены командованию, то операция свелась к бессмысленным жертвам. В фильме об отряде лейтенанта Травкина герои погибают от пуль многократно превосходящих по численности эсэсовцев, но во время перестрелки они выигрывают достаточно времени, чтобы передать по радио в штаб собранные сведения о подготовке немецкого контрнаступления. Так их поражение становится победой.
Последний бой спартанцев
300 спартанцев прославились тем, что ценой своей жизни задержали гигантскую армию персов, и фильм о них снят ради сцен, в которых спартанские воины под командованием царя Леонида дают свой последний бой. Эти сцены не разочаровывают. Мы видим эпическое сражение под патетическую музыку, в котором спартанцы погибают один за другим, пока, наконец, не остается один Леонид. Не решившись сойтись с ним с бою, персы буквально заливают его затмевающей небо волной стрел – своим «фирменным» оружием, которым они надеялись сломить греческий дух.
Битва панфиловцев
В сущности, вся прошлогодняя военная картина – это подготовка к «последней битве» и собственно битва. Солдаты сознают, что вряд ли смогут надолго остановить немецкие танки, но этого от них и не требуется. Их задача – задержать наступление на Москву, в то время как командование готовит контрнаступление и собирает в кулак все наличные силы. И герои с блеском выполняют свое самоубийственное задание, целый день сдерживая танки и пехоту, хотя в их распоряжении лишь несколько орудий, два противотанковых ружья, гранаты и бутылки с зажигательной смесью. Трудно придумать более героическое «финальное сражение».