Зона утомления.
В инвентории валялись десять кило хлеба, три кило гранат, девять кило аптечек, шесть с половиной кило колбасы, 458 патронов для пистолета, пять видов автоматов и 144 рулона бинтов. Не то чтобы все это требуется для короткой прогулки по Зоне, но раз начал распихивать хабар по карманам, набить их приходится до отвала.
Новая часть знаменитой франшизы S.T.A.L.K.E.R. — не шутер, не survival и на момент официального релиза не игра вообще. Прежде всего это симулятор тяжелой жизни, и с точки зрения этого экзотического жанра Heart of Chornobyl справляется со своей задачей на все десять из десяти. Благодаря ядерному букету из амбиций, дикого количества багов и древнего, построенного на триггерах геймплея, S.T.A.L.K.E.R. 2 с легкостью вытряхивает душу из любого ностальгирующего энтузиаста. За последние несколько лет был только один похожий релиз — Cyberpunk 2077.
Сценарий S.T.A.L.K.E.R., однако, обходится без неонового будущего, довольствуясь коричневым настоящим. Когда в холодильнике протагониста по имени Скиф взрывается артефакт из Зоны, он быстро собирает походный рюкзак и с экспериментальным прибором на плече отправляется в запретные территории вокруг Чернобыльской АЭС в поисках того, кто заплатит за новую морозилку. Искать придется долго: карта новой игры — это 64 квадратных километра покинутых зданий, брошенной техники и унылых болот.
Все это художественное запустение смотрится исключительно живописно: спасибо графическому движку UE5 и дизайнерам студии GSC за открыточную славянскую пастораль. При одном взгляде на красоту Heart of Chornobyl хочется без оглядки броситься в этот омут на сотню счастливых часов, но в этот момент наивного сталкера подхватывает под ручки пара неприятных парней по имени Баг и Глитч, которые объясняют, как на самом деле все устроено.
Парадокс релизного состояния Heart of Chornobyl в том, что открытый мир радиоактивной Зоны — главная фишка игры — наотрез отказывается исполнять обязанности. В нем все разбалансировано, все не клеится, все не дружит друг с другом. Окрестности то абсолютно пусты, то превращаются в безумный принтер, бесконечно плодящий мутантов, бандитов и сотни мерзких тушкано-крыс. Слепые псы пытаются наброситься на сталкера, но не могут — застревают в стволе дерева. Благо, слепые.
Две группы сталкеров поливают друг друга из огнестрельного оружия на расстоянии вытянутой руки друг от друга, полностью игнорируя стоящего рядом с сигареткой и попкорном Скифа. В этот зрелищный момент геймплей-движок решает подбросить в костер еще и невидимого мутанта-кровососа. Тот атакует только игрока и полностью отрицает существование палящих друг в друга NPC неподалеку. Они его, впрочем, тоже не видят. Потому что невидимый.
Одно из волшебных воздействий Зоны на органы человека в Heart of Chornobyl — это абсолютный слух и суперменское зрение всех враждебных персонажей. Охраняющие блокпост рядовые чуют сталкера сквозь трехметровый бетонный забор — и успешно попадают в цель из своих калашниковых сквозь него же. В непроглядной чернобыльской ночи любой бандит со сломанным ППК разряжает в протагониста весь магазин с олимпийской точностью. Сам герой в этот момент отчаянно шаркает мышью по столу в безуспешной попытке понять, откуда ему прилетело.
Поэтому добрая половина геймплея в открытом мире Зоны — это короткое расстояние между сохранением и вызовом сохраненной игры. Иногда их отделяют даже не минуты, а секунды: зависит от степени дисбаланса в конкретной локации. Heart of Chornobyl добавляет соли в рану, усердно подсчитывая количество смертей за текущее сюжетное прохождение. Троллинг засчитан.
Оставшаяся геймплейная часть — это изматывающий марш с переполненной инвенторией до ближайшего торговца. Поскольку Зона — территория победившего олдскула, быстрые перемещения по карте здесь не предусмотрены. С садистским удовольствием игра подсчитывает каждый килограмм колбасы в кармане, делит на него запасы выносливости и вычитает полученное из скорости персонажа. Смешные пятьсот метров до магазина быстро перестают быть забавными, когда Скиф с одышкой останавливается на отдых каждые две секунды.
Багов в S.T.A.L.K.E.R. 2 не просто много, имя им легион. Движок забывает отрисовать некоторые двери, но хуже того — опасные аномалии-ловушки. Если открыть меню-планшет, а затем его убрать, может полностью поменяться погода и даже время суток. Персонажи часто ведут диалоги, повернувшись спинами друг к другу. Трофейная броня выглядит в инвентории как огромная буханка хлеба. Кусок сервелата стоит вертикальной стеллой на сталкерском столе рядом с неизбежной водкой.
Это безутешное положение дел, однако, неожиданно меняется в сюжетных миссиях. Там, где сценаристы не бросают героя на милость механик открытого мира, Heart of Chornobyl работает исправно и демонстрирует, каким мог быть ААА-релиз, если бы его принудительно не вытолкали вон из родной студии в магазины. Как здесь снова не вспомнить Cyberpunk 2077?
Heart of Chornobyl и его мир болотного апокалипсиса — потенциальный суперхит, когда и если разработчикам удастся заставить игру работать штатно, а не в режиме капризной аномалии из Зоны. Полякам из CD Project понадобилось потратить на это еще пару лет качественных патчей и даже глобальных апдейтов, в корне изменивших интерфейс и качество жизни в Cyberpunk. Сможет ли повторить этот трюк GSC Game World? Чтобы никто не ушел обиженный.