
Футбольная команда Парижа едет в небольшой городок Каплон, где вырос капитан команды, Сэм Лори...
В рубрике "Страшное кино" мы размещаем рецензии на фильмы ужасов, которые по тем или иным причинам не попали в широкий кинопрокат
Футбольная команда Парижа едет в небольшой городок Каплон, где вырос капитан команды, Сэм Лори (Альбан Ленуар). Сэму уже под сорок, для него это, возможно, последний сезон, и этой игрой он хочет громко напомнить о себе – правда, он не в курсе, что земляки его искренне ненавидят, считая предателем. Настолько, что городской врач посвятил свою жизнь изобретению сыворотки, которой накачивает своего сына Жанно – капитана местной сборной, – чтобы тот разгромил Лори, когда представится шанс. Однако «что-то идет не так», новый компонент превращает Жанно в кровожадного и очень заразного монстра, так что футбольный матч быстро выливается в локальный апокалипсис.
Легко представить себе, как охотно продюсеры ухватились за идею «Гола живых мертвецов» – зомби-тематика сейчас на подъеме, а соккер был и будет популярен всегда, так что выпустить армию быстрых мертвецов во время футбольного матча наверняка казалось идеей, близкой к гениальности. Местами кажется, что она и правда срабатывает, но в общем и целом картину все-таки топят неоправданные амбиции ее создателей, возомнивших себя новыми Эдгаром Райтом и Робертом Родригесом.
Начать можно с того, что «Гол живых мертвецов» длится больше двух часов, что для хоррор-комедии явно многовато. Как будто этого было мало, фильм поделен пополам между двумя режиссерами, и каждую из двух половин, озаглавленных «Первый тайм» и «Второй тайм», предваряют свои собственные титры (пламенный привет «Грайндхаусу»!). Смотрится это откровенным выпендрежем, потому что ни по духу, ни по общей стилистике два «тайма» не отличаются абсолютно никак – вторую титровую «перебивку» можно было поставить в любом другом месте фильма, и никто не заметил бы подвоха.
Вторая существенная проблема картины – ее несерьезный тон. Никто не имеет ничего против черного юмора, но при этом он не должен нивелировать серьезность угрозы, нависшей над героями, иначе фильм ужасов превращается в балаган. Да, многие ключевые персонажи по ходу «Гола» погибают, но с какого-то момента шутки-прибаутки начинают откровенно доминировать, а зомби (на самом деле, конечно, не зомби, а «инфицированные» а-ля «28 дней спустя») почему-то становятся крайне избирательными – то наваливаются толпой, то почему-то расступаются и чего-то ждут. Уж простите, но правила есть правила, а за такое можно и красную карточку схлопотать!
Еще один недостаток фильма – его вторичность. Да, зомби и футбол пока что никто толком не скрещивал, но в деталях здесь царит тотальный «копипейст». Вплоть до того, что заражение одного из героев нагло скопировано с участи Брендана Глисона из все тех же «28 дней спустя». Персонажи шаблонные, отношения между ними клишированные, гэги через один откуда-то украдены. Это не значит, что тут нет своих интересных находок (алчный, зацикленный на деньгах спортивный агент оказывается крутым парнем и надирает задницы зомби голыми руками, а в финальном «матче» один из футболистов бодро сносит головы монстрам на манер футбольных ударов), но когда фильм идет два часа, три удачных фишки кажутся довольно скудным уловом.
В то же время чисто технически «Гол живых мертвецов» сделан весьма неплохо. Операторская работа, монтаж и грим абсолютно мирового уровня, а актеры вполне харизматичны. В качестве сравнения тут неизбежно напрашивается французский же ужастик «Орда» (снимал который, кстати, один из режиссеров «Гола») – он тоже вылезал исключительно на «упаковке». Но если такое еще могло прокатить в 2009 году, когда появилась «Орда», то сейчас от зомби-фильма хочется сильно большего.