«Сонный паралич» – далеко не новое, но все еще плохо изученное явление, в ходе которого спящий человек просыпается посреди ночи, чтобы обнаружить, что не управляет своим телом
«Сонный паралич» – далеко не новое, но все еще плохо изученное явление, в ходе которого спящий человек просыпается посреди ночи, чтобы обнаружить, что не управляет своим телом. Это состояние часто сопровождается пугающими видениями, еще более жуткими оттого, что несчастный не может даже пошевелиться.
Режиссер-документалист Родни Ашер и сам когда-то переживал сонный паралич, и его интерес к этому состоянию привел его к созданию «Кошмара» – документального фильма, который сочетает рассказы восьмерых добровольцев, вызвавшихся поведать на камеру свои «истории болезни», и игровые вставки, в которых профессиональные актеры разыгрывают отдельные кошмары из числа рассказанных.
«Кошмар» получил хорошую фору еще на старте, когда Ашер объявил о поиске героев для своего фильма, – неожиданно выяснилось, что сонный паралич в том или ином виде переживали многие, и масса вполне нормальных (по крайней мере, на вид) людей так от него и не избавилась. Так, один из самых ярких героев «Кошмара» – молодой парень, который привык к этому состоянию и теперь пытается изучать его и управлять им, в то же время понимая, что чем дальше, тем опаснее и страшнее становятся ночные приступы.
Если рассматривать «Кошмар» как документальный фильм, зрелище это весьма спорное: все, что авторы могут сказать по поводу этого состояния, это туманные и условные «никто не знает, откуда это состояние возникает» и «никто не знает, как от него избавиться». Более того, Ашер, как кажется, специально выбрал таких персонажей, чтобы нагнать мистики (а еще, похоже, туда затесалась парочка откровенных «городских сумасшедших»). Так, у одной девушки приступы прошли после обращения к Богу, другую во сне изнасиловал демон, третий бегал по лесу и видел инопланетян, четвертый рассказал об этом состоянии своей подруге, и (бу!) следующей ночью та испытала похожее состояние. Что, неужели «сонный паралич» заразен? Никто не знает! Приятных сновидений!
С другой стороны, если не особо задумываться над увиденным, «Кошмар» вполне может напугать – сработать как сборник коротеньких хоррор-зарисовок, украшенных пробирающей до костей синтезаторной музыкой и весьма атмосферной режиссурой. Особенно фильм «придется в жилу», если вы сами когда-нибудь переживали какие-то странные «сны наяву» – Ашер чешет под одну гребенку все подряд, включая рассказы о том, как «один мальчик» уснул и ему с соседкой по кровати приснился один общий кошмар, и о том, как «другой мальчик» думал, что уже проснулся, но тут ему ПОЗВОНИЛ НА МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН ДЕМОН!
Скромный бюджет «Кошмара» исключает эффектные сцены, но Ашеру удается нагнать страху самыми банальными вещами – долгими статичными кадрами, игрой света и тени, ловким монтажом. С точки зрения режиссуры это по-настоящему профессиональная работа, но после документалки «Комната 237», в которой Ашер разобрал по косточкам «Сияние» Стэнли Кубрика, мы были вправе ждать от постановщика действительно вдумчивой картины, а не дешевого эксплойтейшена, сила которого не в его достоинствах, а в чужих страхах.