Американский фотокорреспондент Патрик получает весточку от своей непутевой сестры – та обосновалась в закрытой коммуне, где ее, вчерашнюю наркоманку, превратили в человека, и теперь она ждет в гости брата
Американский фотокорреспондент Патрик получает весточку от своей непутевой сестры – та обосновалась в закрытой коммуне, где ее, вчерашнюю наркоманку, превратили в человека, и теперь она ждет в гости брата. В компанию к Патрику напрашиваются двое журналистов, которые видят в этой поездке возможность снять отличный сюжет для своего канала. Место, где обрела покой девушка, поначалу и правда выглядит как рай на земле – обитатели общины кажутся по-настоящему счастливыми, а ее лидер, которого все называют не иначе как Отец, ставит во главу угла духовность и мир. Но прибытие гостей извне нарушает баланс, установившийся в коммуне.
В то время как мейнстримные ужастики, выпускаемые студиями-мейджорами на большие экраны по всему миру, наковыривают идеи из одной и той же мусорки лежалых штампов, на обочине жанра сформировалось новое поколение хоррор-творцов. Ти Уэст, один из самых ярких его представителей, пока не может похвастать впечатляющими кассовыми сборами своих фильмов – они редко добираются до широкого проката. При этом ценители жанра уважают его за крепкую хватку и постоянный творческий поиск – за хулиганским трэш-фестом «Лихорадка 2» последовал ретро-слэшер «Дом дьявола», а следом появились интеллигентно-мистические «Тайны старого отеля».
Его новая картина «Таинство» опять же мало похожа на предыдущие работы Уэста – это вдохновленный реальными событиями триллер, стилизованный под мокьюментари. В его основе – история массового самоубийства в религиозной коммуне «Джонстаун», где 18 ноября 1978 года покончили с собой более 900 человек. Ти Уэст, выступивший не только как режиссер, но и как сценарист, не называет имен и переносит действие в наши дни, но недвусмысленных намеков на ту историю в «Таинстве» предостаточно. А главное, в картине есть желание нащупать ту тонкую черту, которая отделяет привязанность и признательность от слепого фанатизма, а эксцентричность – от сумасшествия.
Коммуна, куда прибывают герои «Таинства», производит идиллическое впечатление – ее жители кажутся счастливыми и рассказывают гостям, как Отец спас их от ужасов внешнего мира и дал им все, что они могли пожелать, – общество, свободное от материализма, агрессии, расовых и каких-либо других предрассудков. Они обрели новую жизнь, преисполненную смысла. Но по закону Архимеда, если где-то прибывает, то где-то должно убыть – и далеко не все жители довольны тем, что происходит в коммуне (да и вооруженные автоматчики по ее периметру наводят на определенные мысли), так что появление гостей извне служит своеобразным катализатором трагедии.
Ти Уэст со знанием дела выстраивает саспенс – первую половину фильма, пока журналисты бродят по окрестностям общины, его ничто не выдает, но всего пара штрихов превращает все, что до этого казалось таким безоблачным и светлым, в опасное и зловещее. Джин Джонс в роли Отца добавляет ленте по-настоящему пробирающей жути – это «человек-бездна», один из тех людей-манипуляторов, которым не нужны вопросы, их интересуют только собственные ответы.
Впрочем, до катарсиса «Таинство» так и не доходит – что-то недожали, где-то недокрутили, ощущения завершенности, сформированной мысли от картины не остается. В этом смысле фильм хочется сравнить с «Дарфуром» или «Стоиком» Уве Болла. Это качественный, умело бьющий по эмоциям, но всего лишь эксплойтейшен, манипулирующий своим зрителем – в каком-то смысле так же, как Отец в фильме.