Начинающая видеоблогерша Сара, задумавшая цикл блогов о том, как она встречается с разными странными людьми, откликается на объявление, автор которого ищет человека с видеокамерой на целый день...
Начинающая видеоблогерша Сара, задумавшая цикл блогов о том, как она встречается с разными странными людьми, откликается на объявление, автор которого ищет человека с видеокамерой на целый день. На месте ее встречает мужчина по имени Аарон, который сообщает гостье, что он серийный убийца и на его совести 39 жизней, но теперь ему вот-вот стукнет сорок, и он не знает, в какую сторону ему идти дальше. Сара не знает, верить ли во все, что ей рассказал незнакомец, но решает остаться – ведь наклевывается весьма интересный материал.
Первая часть «Ублюдка» не стала большим хитом, что неудивительно – это был маленький, почти любительский спектакль на двух актеров, снятый в уже основательно поднадоевшей стилистике мокьюментари. Тем не менее фильм обратил на себя внимание ценителей мрачного циничного юмора – располагая примерно таким же сюжетом, как и его сиквел, «Ублюдок» поднимал весьма неглупые темы «странных людей» среди нас. Где проходит грань между легкой эксцентричностью и реальным безумием? В какой момент стоит отбросить природную вежливость и решительно отгородиться от назойливого внимания? И почему наш инстинкт самосохранения так часто дает сбой, не замечая откровенные маркеры потенциальной опасности?
Наблюдать за встречей и «развитием отношений» персонажей было любопытно и весьма забавно благодаря яркой игре Марка Дюпласса, но повторить тот же самый трюк во второй раз было уже нереально, все-таки развязка первого фильма дала вполне однозначный ответ на вопрос, стоит ли принимать Аарона (в оригинальном «Ублюдке» он называл себя Джозеф) как серьезную угрозу. Поэтому в сиквеле авторы, оттолкнувшись от той же завязки, пошли в немного другую сторону. На этот раз мы будем гадать, действительно ли Аарон угодил в ловушку кризиса среднего возраста и ему необходима помощь, или же все это очередное представление, которое циничный трикстер разыгрывает перед ничего не подозревающей жертвой.
Надо сказать, что такой подход делает фильм глубже и неоднозначнее предшественника – но при этом легкость и игривость (насколько это слово вообще уместно в данном жанре) оригинала авторам все же пришлось слегка придушить. Аарон смешно психует, пытаясь сняться в идеальных условиях в любимом ручье, но большую часть фильма он болезненно рефлексирует, провоцируя Сару на ответные жесты. Фирменное чувство юмора Дюпласса-сценариста никуда не делось, а его игра еще тоньше и нюансированнее, чем в «Ублюдке», но это уже не отмороженный чернушный анекдот, а фильм-размышление, в котором за макабрическим безумием нет-нет да и проглядывает ницшеанская бездна.
Выбирать из двух частей фильма лучшую в силу их непохожести сложно, но хорошая новость в том, что мы и не обязаны этого делать – обе по-своему удачны. А новость еще лучше в том, что Дюпласс и его соавтор и режиссер Патрик Брайс, кажется, основательно уселись на локомотив «Ублюдка» – в планах уже третий фильм. Причем Брайс весьма удачно сравнивает два первых «Ублюдка» со «Зловещими мертвецами», которые также росли из одной завязки, но в процессе расходились тематически и стилистически, и надеется, что триквел станет этакой «Армией тьмы» – проектом абсолютно неожиданным и безумным.