Одновременно смешное и грустное пустое разбазаривание денег, времени и талантов на жуткую поделку о климатическом оружии
Недалекое будущее. После череды природных катаклизмов силами международного сообщества ученых, инженеров и конструкторов была создана система спутников «Голландец», управляющая погодой. Мир избавился от аномальной жары, смерчей и цунами, но внутри руководства погодным комплексом страсти продолжают бурлить, а изобретатель «Голландца» Джейк Лоусон за свой неуживчивый нрав оказывается отстранен от работы в проекте. Спустя некоторое время система дает несколько сбоев, которые выглядят как случайные инциденты, однако брат Джейка Макс очень скоро обнаруживает, что имеет место диверсия, нацеленная на всю планету, – кто-то хочет вызвать такие природные аномалии, которые приведут к геошторму, глобальному изменению климата на Земле. Только один человек может разобраться с взломом «Голландца» изнутри, а потому правительству приходится снова обратиться за помощью к бесстрашному, но неуправляемому Джейку Лоусону.
Некоторым фильмам, как дорогому коньяку, стоит какое-то время полежать на полке, настояться, пережить первичный ажиотаж, после чего они превращаются в бессмертную классику. Другие фильмы хороши здесь и сейчас – промедление в их просмотре подобно смерти, ибо жизнь сегодня меняется слишком стремительно, меняя предпочтения и мировоззрение зрителей. А есть и такое кино, которое безнадежно опоздало со своим появлением на экранах, и спасти его не могут ни блестящие актеры, ни дорогие спецэффекты, ни впечатляющая картинка – от него веет сыростью склепа несбывшихся надежд и впустую растраченных амбиций. Строго говоря, на успех «Геошторма», фильма-катастрофы Дина Девлина, давно никто не ставил и ломаного гроша – слишком уж много было проблем на пути реализации этого проекта, но результат удивил даже завзятых пессимистов, такой фильм мог быть интересен в середине 2000-х, но не позже. А лучше бы его не было вообще.
Последнее замечание звучит грубо, но для него есть все основания, как говорили герои популярного советского телефильма: «Это какой-то позор». «Геошторм» с упорством деревенского дурачка собирает все «детские болячки», которые блокбастеры со времен «Армагеддона», «Земного ядра» и «Послезавтра» давно пережили и отбросили за ненадобностью. На фильм Девлина же больно смотреть (или смешно, смотря с каким настроением вы заняли кресло в кинозале) – он на сто процентов состоит из нелепых клише, глупых фантазий и совершенного непонимания законов природы и физики.
Перечислять ляпы и высосанные из пальца допущения «Геошторма» можно долго: тут вам и непробиваемые скафандры астронавтов, и технический спутник с небольшим жилым модулем на борту (а вдруг кто заглянет?), и набившие уже оскомину взрывы в космосе, и полыхающая тоннами керосина космическая станция, и стадион, взорванный молниями так, словно он с горкой был засыпан тротилом, и выпирающий из земли раскаленный газопровод, а уж про замерзшие в доли секунды Афганистан и Рио нечего и говорить. Роланд Эммерих, известный мастер изображать на экране катаклизмы, нет, не нервно курит в сторонке, а расслабленно посмеивается над показанным – на фоне «Геошторма» любой «2012» выглядит солидным докладом на научном симпозиуме.
Ну да, собственно, стоит ли за это ругать? Мы ведь знали, что идем смотреть легкий бред на тему неудачного управления погодой. Хорошо, отбросим в сторону все, что связано с проектом «Голландец», и посмотрим, а что же в кадре делают актеры и что для них приготовили сценаристы. Тут тоже рассчитывать на откровение не приходится. По сути, «Геошторм» – конспирологический детектив о том, что некто в правительстве США желает саботировать не столько работу погодной станции, сколько передачу ее в «чужие руки», хотя она и создана совместными усилиями. Старо предание и столь же уныло, поскольку мотивы этого звучат более чем бредово: исполнитель жалуется – внимание! – на маленький оклад, а заказчик бредит утраченным мировым господством Америки. С таким багажом союзников себе нужно искать в середине 1980-х.
Но что еще страшнее, актеры в этом антураже из заговоров, компьютерных вирусов, молний и взрывов на МКС выглядят потерянными детьми, пришедшими на взрослый праздник. Энди Гарсия и Эд Харрис, кажется, вообще не понимают, где находятся, Джерард Батлер и Джим Стерджесс разыгрывают такой унылый конфликт братьев, которому место в детсадовской постановке о двух жадных медвежатах, а с Эбби Корниш тот же Стерджесс решает личные проблемы с изяществом слона и бегемотихи – их линия «работа важнее чувств» вызывает тошноту. Увы, и на втором плане глазу зацепиться не за что, малую толику разнообразия вносит разве что Зази Битц, играющая роль хакера, ей достались обе работающие шутки.
А вот за что авторов можно похвалить, так это за совершенно беззаветное погружение в собственный балаган – «Геошторм» просто наслаждается собственной глупостью и пышет ею на полную катушку. Здесь нет никаких сомнений, никакого изучения предмета, ни малейшего обращения к логике, только чистый драйв и удалое забрасывание денег в топку. «Режь последний огурец», оказывается, относится не только к россиянам. Вот только смотреть на это немного стыдно и неловко, остается только вздыхать и взывать к Эммериху: «Вернись, мы простили тебе “День независимости 2”!»
С 19 октября в кино.