Станислав Говорухин решил сыграть со зрителем в нуар и выиграл – сам от процесса получил удовольствие, а зрителей оставил с неровным сценарием, слабыми актерами и желанием пересмотреть фильм Луи Маля полувековой давности
Молодой финансист Игорь попался на денежных махинациях старому бухгалтеру. Чтобы скрыть следы своих преступных деяний, Игорь пробирается в кабинет своего обвинителя и убивает его. Казалось бы, молодой человек все продумал, никаких следов не оставил и имеет алиби, но одна оставленная улика заставляет Игоря вернуться в свой кабинет, а на обратном пути злоумышленник оказывается запертым в кабине лифта на все выходные. В это время под его именем в его автомобиле по городу и окрестностям разъезжает отмороженный хулиган Макс, который умудряется навлечь на себя массу неприятностей. Игорю удается избежать подозрений в убийстве бухгалтера, но на него обрушиваются другие, еще более тяжкие обвинения.
Да, шестое чувство вас не обманывает, если гложет изнутри при прочтении синопсиса, все это действительно смутно знакомо – Станислав Сергеевич Говорухин взялся поставить на новый лад классический уже детективный роман Ноэля Калефа «Лифт на эшафот». Произведение это пользуется объяснимым интересом кинематографистов на протяжении уже пяти десятков лет – кроме одноименного с романом фильма Луи Маля 1957 года свою версию захватывающей истории преступления и наказания в 2010 году сняли японцы, а теперь вот и в российском прокате появится собственный вариант «песни о вселенской справедливости».
Не выглядят лукавством и заигрыванием с критиками слова Говорухина о том, что картина это является для него всего лишь одним из небольших этапов творческого пути. «Уик-энд» (режиссер настаивает на том, что русскоязычное и английское названия картины равноценны) выглядит экспериментом. Пробой пера или разминкой перед чем-то большим. Совершенно очевидно, что форма картины превалирует над содержанием, Говорухин играет в нуар, классическое черно-белое кино с детективным сюжетом, закрученной интригой и неожиданной развязкой, но играет довольно поверхностно – можно массу претензий предъявить и к сценарию, и к не всегда ровному ритму, местами раздражающему монтажу или игре актеров. Но мастер может себе позволить вот так поразминаться, у чиновника такого уровня и режиссера с таким послужным списком есть возможность устроить для себя небольшой праздник – съемки фильма «для себя».
«Уик-энд» действительно остается этакой вещью в себе и вещью для себя. Автор не ставит перед собой задачу продемонстрировать торжество справедливости, неотвратимость наказания или порочность преступных замыслов и действий, нет. В картине характеры сплетены так, что однозначной оценки не удостаивается никто – ни теряющий от ужаса рассудок главный герой, ни обезумевший от безнаказанности второй преступник, ни женские персонажи, все как на подбор стервозные и недалекие, ни даже следователь, не гнушающийся подтасовками улик и откровенным давлением. Говорухин наслаждается не произведенным эффектом, а скорее процессом – смакует детали, играет камерой и светом, чередует сдавленные кадры лифтовой кабины с открытыми просторами морского берега, а серый металл камеры меняет на блеск и богатство дорогих ресторанов. Смотреть на это небезынтересно, но не более того.
Без оглядки на имена и заслуги «Уик-энд» вполне можно было бы назвать неплохим фильмом, если бы не крайне неровный подбор актеров. Разобщенность, несыгранность, а где-то, возможно, и недостаток таланта превращают просмотр в сеанс легкой пытки. Если Максим Матвеев свою роль исполняет естественно, достаточно живо изображая смену настроения и глубоко переживая переломы в судьбе своего героя, если мастерство Виктора Сухорукова и Виктора Сергачева не оспаривается, то от игры Вячеслава Чепурченко и Юлии Хлыниной сводит скулы, а при виде Екатерины Гусевой хочется заламывать руки и закатывать глаза похлеще ее героини. Жаль, что не все вписались в команду должным образом. Даже если считать фильм экспериментом, другого шанса показать себя в работе с заслуженным режиссером может и не выпасть.
Безусловно, Станислав Говорухин талантливый сценарист и постановщик. Его крепкая рука чувствуется в картине ежеминутно, фантастическая музыка наполняет сердце воспоминаниями о лучших работах мэтра в кино, а сюжет действительно держит зрителя до самого финала, но во всем этом все равно проскальзывает не то усталость, не то разочарование. Кажется, что Говорухин любил свой фильм до тех пор, пока не скомандовал первый «Мотор!», затем кино должно было зажить своей жизнью, но оно оказалось мертворожденным. Время нуара ушло, а его препарирование должно стать уделом подлинных энтузиастов, но не скучающего по указке режиссера ветерана цеха.