В логику сюжета "Моей супер-бывшей" лучше не вдаваться, ее еще меньше, чем в "Разводе по-американски". С налету и не скажешь, который из трех персонажей - в исполнении Умы Турман, Анны Фарис или Люка Уилсона - разработан слабее. Ни во встречах, ни в расставаниях, ни в самих отношениях не выходит "хороший" дамский роман. Получается "плохой". Кто в лес, кто по дрова, и единственный логичный вывод - не тех актеров взяли не на те роли.
Если "Моя супер-бывшая" /My Super Ex-Girlfriend/ (2006) о чем и говорит, так это о том, что чумой XXI века станет врожденная импотенция. Айвэну Райтману тем более легко проговориться об этом, что производить своих многочисленных детей он закончил в XX веке. Нынешняя комедия – не из числа его лучших, но лучше аналогичной прошлогодней "Колдуньи" /Bewitched/ (2005) Норы Эфрон. Не потому что здесь Ума Турман достигла каких-то высот, не достигнутых Николь Кидман, обе пали достаточно низко. Ценней оказался гибрид "Супермена" с "Сексом в большом городе" /Sex and the City/ (1998-2004). Тем более по следам только вышедшего в кино "Возвращения Супермена" /Superman Returns/ (2006) и постоянно идущих повторов супер-сериала.
В логику сюжета "Моей супер-бывшей" лучше не вдаваться, ее еще меньше, чем в "Разводе по-американски" /Break-Up, The/ (2006). С налету и не скажешь, который из трех персонажей – в исполнении Умы Турман, Анны Фарис или Люка Уилсона – разработан слабее. Ума кривляется в очках и парике, доводя все приметы "сентиментальной старой девы" до откровенного гротеска, в то время как сильно раздобревший Уилсон, наоборот, все время прикидывается амебой в мутном бульоне. Фарис играет "блондинку" на манер "Очень страшного кино" /Scary Movie/, и ни во встречах, ни в расставаниях, ни в самих отношениях не выходит "хороший" дамский роман. Получается "плохой". Кто в лес, кто по дрова, и единственный логичный вывод – не тех актеров взяли не на те роли.
Впрочем, это значит лишь, что и ролей особенно не было. "Главный герой" Уилсона исхитряется "самой лучшей ночью за всю свою жизнь" дважды за два дня честно признать две ночи, проведенные с двумя разными женщинами, но в процессе переживает лишь о сохранности кровати. Если это не сатира, тогда точно врожденная импотенция. "Супер-герл" Турман изо всех сил перед всеми скрывает свой облик всесильной "белокурой бестии", хотя "супер-герл" все равно никто не видел и не узнал бы. Фарис, понятно, чем взяла "героя", но совсем непонятно, сама-то когда успела за него взяться. А в конце обе девушки в любом случае попадают в категорию "глупых баб", которым ни в коем случае нельзя давать оружие. Никакое, даже спрей от тараканов – популяют, не разбираясь.
Даже утверждая прописную истину, что девушкам надо хвататься за каждого мужика, а мужикам – уклоняться от девичьей мести, фильм напортачил с тем, как именно это делается. Если, конечно, это не делается абсолютно для галочки. И вот тут, думается, разгадка. "Для галочки" – это и есть объяснение нестыковок. Фильм нагло и беспринципно сделан не для того, чтобы выяснить отношения. Он – гораздо больше злорадная эклектика, чем лирическая комедия. Уже во "вводном" эпизоде с ограблением ювелирного магазина и как суперменша Джи-герл расправилась с бандюками, видно, что Ума смеется именно над собой, над своим супер-амплуа. Когда далее упомянуто про "ее огромные ноги", не надо забывать, что в жизни у нее действительно 44-й размер обуви. Примерно то же касается связанных с ней спецэффектов – как летает, как вертится, как стреляет глазами. Они сделаны вполне на уровне, но "на Уме" смотрятся, как детский лепет кинематографа. Вообще ваше личное отношение к Невесте во многом определит восприятие "Моей супер-бывшей".
Райтман тоже ведь, дай ему волю, прибил бы в финале всех своих персонажей с особой жестокостью. Это видно, как видно и то, что публика не поняла бы вполне вменяемого режиссера в его злорадстве по поводу расплодившегося галлюцинаторного бреда, идущего под грифом "киноблокбастеров" и "телесериалов". Поэтому каждый из суперских аттракциончиков в фильме всего лишь с каким-нибудь отклонением. На сбрендившей атомной бомбе Джи-герл просто сорвала злость, а о вечной мечте человечества, совокуплении в звездном небе над американскими небоскребами, прямо пародирующем "Возвращение Супермена", и говорить нечего в свете "Секса в большом городе". И так далее, дурацких взрывов много и, если бы Люк Уилсон не настолько недоигрывал, его "главный герой", призванный с начала до конца вызывать дикую жалость, утешения и соболезнования, вызывал бы только санитаров. К сожалению, компромисс с публикой, когда она – и субъект власти, и объект злорадства, заведомо обречен. Остроты Райтману не хватает и в аттракциончиках, и вообще, и комедия все же "развлекательная ни про что".
Примечание для постоянных читателей:
Четвертый за три недели молодой талантливый архитектор в центре сюжета – это уже не смешно, а повод задуматься, не проводит ли Голливуд секретную компанию по вытеснению японцев со строительного рынка, а всего человечества – в дурдом.
К тому же при третьем талантливом архитекторе, Мэтте Диллоне из "Он, я и его друзья" /You, Me and Dupree/ (2006), другом был Оуэн Уилсон, младший брат, соответственно, четвертого. Одно слово: обложили.