Бодрая научно-фантастическая сатира от Netflix.
Каждое утро мрачный наркодилер Тайрон Фонтейн (Джон Бойега) из округа Гленн просыпается, спрашивает у матери через дверь, нужно ли ей что-то купить, отправляется в ближайший ларек, приобретает там бутылочку газировки и лотерейный билет. Дальше все развивается с той же степенью предсказуемости: билетик оказывается пустышкой, часть утреннего напитка переходит в стакан к бездомному, а Фонтейн отправляется на работу.
Но однажды его привычный ритм жизни меняется. Фонтейн узнает, что местный сутенер Чарльз Слик (Джейми Фокс) задолжал ему приличную сумму и скрылся. Выяснив место обитания должника, Фонтейн тут же отправляется в гости. На пути он встречает одну из секс-работниц Слика, Йо-Йо (Тейона Паррис), которая в очередной раз пытается завязать с бизнесом и потому без зазрения совести указывает на номер мотеля, где скрывается Слик. Не меняясь в лице, Фонтейн переворачивает жилище сутенера и находит припрятанные купюры. Забрав наличные и приструнив Слика, наш герой выходит из мотеля и садится в машину, но едва успевает ее завести — на стоянке его уже ждут конкуренты, не привыкшие церемониться. Всадив в Фонтейна почти десяток пуль, герои уезжают восвояси, чтобы на следующий день обнаружить врага живым и невредимым. «Что это было?» — спрашивает себя сутенер-должник, единственный свидетель преступления. И не находит ответа. Теперь Слику, Фонтейну и Йо-Йо предстоит не только выяснить, каким образом Фонтейн мог пережить нападение, но и раскрыть сразу несколько масштабных заговоров, напрямую связанных с клонированием людей.
Сатирический триллер режиссера-дебютанта Джуэла Тейлора («Крид 2», «Космический джем») начинается с красивого многопланового вступления, приукрашенного зернистостью пленки. Медленно удаляясь, камера переходит от крупного плана глаз неизвестного мужчины с рекламы газировки на трех незнакомцев, занятых спором, после чего переключается на автомобили, девушку, покидающую салон, мужчину с дисками и, наконец, ловит мальчика на велосипеде, занятого поисками некоего Фонтейна — героя, который вскоре станет главным.
Операторская работа Кена Сенга («Проект Х: Дорвались», «Дэдпул»), безусловно, подкупает. Он точно знает, с какого ракурса нужно взглянуть на ситуацию и как сделать так, чтобы вовлечь зрителя в просмотр. Единственное, что здесь кажется странным, — это причудливая ретро-эстетика, зернистость пленки. Зачем необходимо было прибегать к такому фильтру? Что он дает фильму, кроме общей визуальной привлекательности и слегка раздражающего затемнения? Зернистость не помогает понять, о каком времени идет речь, не выявляет разные пласты повествования и даже не обращается к воспоминаниям. Она просто есть, и это ее главный недостаток.
Чтобы фильм сложился, все его фрагменты должны работать друг на друга, скрывая недостатки и подчеркивая достоинства. Зернистость же скорее обескураживает и озадачивает, нежели добавляет картине лоска. Хотели ли создатели таким образом напомнить о блэксплотейшне 1970-х или просто поддались модному порыву? Вероятно, все сразу. Тейлор с удовольствием зашивает в фильм отсылки к «Фокси Браун» (1974), «Невидимке» (2000) и «Выбору Софи» (1982), не пытаясь при этом ставить одно выше другого. Да, действие фильма происходит на Западном побережье, в северной части Калифорнии, а главными героями оказалось идеально соответствующее поджанру 1970-х трио — секс-работница, сутенер и наркоторговец, — но Тейлор не останавливается на этой прямой ассоциации. Он идет дальше и поддается соблазну добавить в фильм как можно больше отсылок к любимым картинам, превращая условную «Хижину в лесу» (2011) в солянку из цитат в духе американского шоураннера Роберто Агирре-Сакаса, предпочитающего населять свои многосерийные проекты отсылками сразу ко всему кинематографическому миру сразу. Такой подход, безусловно, говорит о солидной насмотренности и любви к кино, но работает ли он на создание цельного произведения?
В 2019 году сценарий «Тайрона», написанный режиссером Джуэлом Тейлором и его соавтором Тони Реттенмайером («Метеоры»), оказался в почетном «черном списке главных сценариев еще не изданных фильмов», в котором когда-то ждали своего часа «Король говорит!», «В центре внимания», «Выживший» и еще десятки историй, превратившихся после адаптации в фестивальные хиты. Сценарий Тейлора и Реттенмайера оказался там не случайно — итог, может, и не тянет на кинематографический бриллиант, и это не потенциальный оскаровский лауреат, но он точно заслуживает зрительского внимания. Он оригинален, комичен и самобытен. Фильм не может ответить на ряд возникающих во время просмотра вопросов, но способен покорить своего зрителя как минимум впечатляющим актерским трио, талантливой операторской работой и привлекательным способом рассказать историю — с любовью и юмором. И этого может быть достаточно.