Что посмотреть
Последний богатырь. Наследие Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4VtXkezW
Рецензии

Свобода, равенство, Бейонсе: Рецензия на фильм «Капитал в XXI веке»

Усыпанное поп-культурными референсами краткое изложение бестселлера Тома Пикетти об экономическом неравенстве в современном мире.

Добавить в закладки

Режиссер Джастин Пембертон разъезжает по всему миру и берет интервью у таких мыслителей, как Фаиза Шахин, Джиллиант Тетт и Джозеф Стиглитц, чтобы растолковать труд француза Тома Пикетти (проданный тиражом более чем 2 миллиона экземпляров) при помощи кинематографа. Оглядываясь на историю со времен Французской революции, документальный фильм ставит себе цель раскрыть мошенничество, лежащее в основе глобальной экономики: общераспространенное предположение, что накопление капитала и социальный прогресс идут рука об руку.

Кадр из фильма «Капитал в XXI веке»

Книга Тома Пикетти наделала немало шума пять лет назад – по той причине, что стала первым достаточно серьезным заявлением о том, что капитализм, возможно, развивается не совсем в правильную сторону. Фрэнсис Фукуяма, в 1990 году провозгласивший «Конец истории», появляется в фильме в амплуа лже-пророка и как свидетельство того, насколько сильно изменился мир за 30 лет. Что там 30 – всего пять лет назад того же Пикетти называли марксистом и чуть ли насильно не высылали в Северную Корею. Сейчас же произошел глобальный сдвиг, и практически любой активист сегодня уверен, что капитализм – это зло, и его уничтожение решит все проблемы человечества.

Кадр из фильма «Капитал в XXI веке»

Более того, нет ничего радикального в идеях Пикетти – да и «Капитал» Карла Маркса он, по собственному признанию, не смог осилить, сославшись на то, что книга безнадежно устарела. Документальный фильм начинается, что характерно, как раз с момента «Конца истории» - с падения коммунистических режимов в конце прошлого века и пустых полок советских универсамов. Об экономических и прочих достижениях Советского союза в фильме, как и в книге, ни слова. Помер Максим, да и хрен с ним.

Кадр из фильма «Капитал в XXI веке»

Пикетти предлагает свое решение – реформировать капитализм путем прогрессивного налога для богатых, а также захватить и обложить налогами спрятанные в оффшорах богатства. Сложно проникнуться хоть какой-то надеждой по поводу призыва изменить систему изнутри. Пикетти и сам выглядит не слишком оптимистично, рисуя картину будущего, очень похожую на общество, показанное в «Элизиуме» Нила Бломкампа – один процент нежится в райских условиях где-то на земной орбите, пока остальные жители Земли копошатся внизу в перенаселенных трущобах. Пикетти все-таки парень неглупый и понимает, как устроен мир.

Фильм новозеландского документалиста также чурается радикализма, как и его субъект. Мы получаем знакомый формат говорящих голов и пролетов камеры, прикрепленной к дрону, над угодьями нуворишей с многозначительным (то есть таким, где есть слово “money”) саундтреком от современных обитателей поп-Олимпа – от Lorde до The Weeknd. Обязательны здесь и эпизоды из «Симпсонов» и «Гриффинов», и обилие архивных съемок – формат дока обязывает. Примерно такой же винегрет, разве что более перченый, представляли собой недавние документальные работы британского режиссера Адама Кертиса. Давно о нем, кстати, ничего не слышно – наверное, вовсю трудится над доксериалом про Трампа и Брекзит.

Наиболее эффективны сцены в «Капитале» – те, в которых показан эксперимент с игрой в «Монополию», в рамках которого одному из игроков создаются более выгодные условия (решается это подбрасыванием монетки) и мы видим, как разительно меняется поведение игрока, когда он начинает выигрывать у оппонента. Можно сколько угодно призывать к социальной ответственности миллиардеров или предлагать осторожный ремонт системы – при этом сам Пикетти утверждает, что любые социальные блага приобретались низшими классами только после серьезных катаклизмов, какими стали, например, две мировые войны в прошлом веке. Из фильма, после которого хочется лишь развести руками в духе Джона Траволты из мема, а не мастерить коктейли Молотова, становится лишь в очередной раз ясно, что капитализм не только никак не сможет предотвратить апокалипсис, который уже маячит на горизонте, но и в большой степени заложил основу для него. Такое ощущение, что Пикетти отказывается учитывать хоть какие-то активные формы протеста в качестве противоядия системы – несмотря на то, что одна из них заложена уже в его фамилии.

Текст: Илья Миллер
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?