Лукавый взгляд, нос картошкой и сигарета, путешествующая из уголка в уголок толстых губ. Жан- Поль Бельмондо по праву носил звание «лица эпохи». Он всегда любил быть на острие внимания: в детстве мечтал стать клоуном, в юношестве — боксером. Актерство соединило в себе две стороны его личности. Пока педагоги театрального училища прочили ему амплуа отъявленного злодея, а прилежные студенты пытались играть естественно, он мог играть только естественно и никак иначе. Талантливый актер меняет тысячи масок. Звезда всегда равна сама себе. Быть Бельмондо — главный секрет Бельмондо. И люди потянулись к нему. Выделять из жизни такой глыбы от мира кино какие-то отдельные роли значит, мягко говоря, сильно упрощать картину. Но мы попытаемся. Встречайте, топ-8 ролей Жан-Поля Бельмондо!
Все знают, что режиссерский дебют Жан-Люка Годара поделил кино на «до и после». Годар просто проигнорировал элементарные правила киноязыка и сделал по-своему. А актеров он сделал полноправными соавторами фильма, ведь сценарий рождался на ходу из череды постоянных импровизаций. «Неправильная» и раскрепощенная натура Бельмондо оказалась тут не просто к месту. Про такое говорят: «звезды сошлись». Наглухо аморальный поклонник Хамфри Богарта, обреченный преступник, который хотел переспать с красивой девушкой, а схлопотал пулю, стал самым модным героем мирового кино. Предложения съемок посыпались со всей Европы. Причина была в том, что Бельмондо явил собой новый уровень свободы существования на экране. Таким образом, «На последнем дыхании» поделил кино на «до и после» Бельмондо.
Если дебют Годара восставал против того, что именовалось «хорошим вкусом», то «Стукач» Жан- Пьера Мельвиля — образец безупречного стиля. Филигранно выделанный нуар, дьявольски запутанный и такой же безысходный. И снова Бельмондо — герой сомнительных моральных качеств. Самурай от мира стукачей, у которого нет цели — только умение просчитывать все на шаг вперед, методично двигаясь к собственной гибели. И снова ходячая гипербола мужских недостоинств. Циничный по отношению к друзьям, жестокий с женщинами, но почему-то невероятно обаятельный герой. Наблюдая за ним, понимаешь, откуда растут ноги у «славных» парней Мартина Скорсезе и Квентина Тарантино, которые, между прочим, называют Мельвиля своим «учителем».
Фильм, который окончательно порвал отношения Годара с массовым зрителем. На этот раз Бельмондо — состоятельный буржуа, который настолько пресытился благами жизни, что при первой возможности сбегает от жены и детей с незнакомкой. А дальше фильм распадается на кусочки: забывает про интригу, лавирует между марксистскими декларациями, антивоенной пропагандой и буффонадой, разменивает стили и жанры. Реальность окончательно растворяется в компоте бесконечных культурных отсылок. И пока Годар играется в постмодерн, слово остается за главным героем: «С кем это ты разговариваешь?» — спрашивает Анна Карина. «А, так, со зрителем», — запросто отвечает Бельмондо, смотря прямо в камеру.
Когда за Бельмондо уже прочно закрепился образ героя «новой волны», актера берет на вооружение один из самых язвительных интеллектуалов Франции – Луи Маль. Экранизируя роман конца XIX века, Маль умудряется говорить о событиях надвигающихся студенческих восстаний мая 1968 года. Он превращает Бельмондо в обделенного наследством аристократа, который из чувства справедливой мести встает на путь воровства. Своеобразный «благородный Робин Гуд» становится одновременно и пародией на обезумевших буржуа из фильмов Годара, и острой сатирой в сторону сиюминутных идеалов народившегося в результате бэби-бума свежего поколения Франции. Именно тут Бельмондо особенно тонко проявляет свой комедийный талант, хоть и раньше играл в комедиях.
Одним «умным» кино, конечно, сыт не будешь. И львиная доля фильмографии Бельмондо приходится на коммерческие проекты. В «Борсалино» два главных актера Франции — Бельмондо и Делон — наконец-то встречаются на экране. Вариант беспроигрышный. Кино с Делоном по кассовым сборам железно было номер два, с Бельмондо — номер один. Хитрый режиссер Жак Дере сталкивает звезд в сюжете о дружбе двух гангстеров, которая постепенно перерождается в соперничество. Картина, по сути, это дань почести гангстерским фильмам 30-х годов. Но классический сюжет о «взлете и падении» плохих парней приправлен острой французской иронией. Когда через четыре года режиссер снимет сиквел «Борсалино и Ко», то картина не получит и доли успеха первой части. Логично, ведь от участия во второй части Бельмондо отказался.
В комедии Клода Зизи у Бельмондо сразу две роли — изнеженная, капризная звезда кино и ее чудовищно брутальный дублер. Кажется, герои были написаны специально для Бельмондо, ведь не просто так Джеки Чан считает его своим кумиром: Жан-Поль славился тем, что все опасные трюки выполнял без дублеров. Обычно режиссеры оставляли съемки опасных сцен напоследок… На всякий случай: вдруг с актером что-то случится, а основной материал еще не снят. Но на этот раз все прошло благополучно: пара вывихов, небольшая проникающая рана и помятое тигром ухо. Зато актер реализовал свою детскую мечту — постоял на крыле летящего самолёта.
Самый известный боевик в арсенале Бельмондо. Абсолютный лидер проката во время выхода фильма во Франции. Сюжет довольно традиционен. Стальной агент спецслужб прибывает в страну третьего мира с целью убрать президента. Но стандартные ходы приключенческого боевика тут гиперболизируются до крайности и комизма (подобное уже было в ленте «Великолепный» с ним же в главной роли). А кто хоть раз сталкивался с «Профессионалом», тот не забудет легендарную музыкальную тему Эннио Морриконе, сообщающую сверхчеловеческим поступкам героя человеческое звучание.
В 2001 году Бельмондо перенес инсульт и ушел из кино. Он вернулся всего раз, чтобы сыграть в ремейке фильма «Умберто Д.» Витторио Де Сики. Сюжет «Человека и собаки» точно следует оригиналу. Это история про обездоленного старика, который перед смертью хочет лишь одного — пристроить любимую собаку в хорошее место. Несмотря на устаревший мелодраматизм картины, главного у нее не отнять. А главное — это Бельмондо. Частично парализованный и еще более асимметричный, чем прежде, он ни на секунду не теряет контроля над ситуацией на экране. В такие моменты понимаешь, что время над настоящим художником не властно.