Что посмотреть
Мамонты Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4zztp5tn
Рецензии

Рецензия на фильм «Дивергент»

Политически интригующая первая серия «девичьего» экшен-фантастического цикла, которая долго запрягает, но быстро едет

Добавить в закладки

Чудом выживший во время атомной войны Чикаго превратился в самостоятельное государство, не имеющее связи с внешним миром. Отказавшись от традиционного устройства общества, жители города разделились на пять фракций в соответствии со своими доминирующими добродетелями: Бесстрашие, Отречение, Эрудиция (Ум), Дружелюбие и Искренность. У каждой из фракций своя роль в государстве – Бесстрашие поддерживает порядок, Искренность управляет судами, Отречение руководит страной и содержит тех несчастных, кто не выдержал фракционных испытаний. Шестнадцатилетняя Беатрис «Трис» Прайор (Шейлин Вудли) родилась в семье одного из лидеров Отречения, но Бесстрашие нравится ей больше. Когда девушка проходит тест на фракционную совместимость, она узнает, что является «дивергентом» – редким феноменом, равно предрасположенным к нескольким добродетелям. В ее случае это Отречение, Бесстрашие и Эрудиция. Поскольку дивергентов в Чикаго боятся и преследуют, девушка скрывает свою истинную сущность и в день выбора фракции (по правилам подросток делает это один раз и на всю жизнь) записывается в Бесстрашие. Так начинается ее новая жизнь: жесткие тренировки, смертельно опасные испытания, боевые игры и постепенно разгорающийся роман с ее инструктором Фором (Тео Джеймс).

Дело Ленина как его тело – вроде бы умерло, но похоронить не получается. И иногда оно встает из гроба даже в стране, которая активнее всего с ним боролось. То цикл «Стартрек» воспевает коммунистическое будущее без денег и олигархов, то, пожалуйста вам, «Дивергент» изображает социалистическую страну, живущую по принципу: «От каждого по способностям, каждому по труду».

Фильм изначально хотели снять за 40 миллионов долларов, но бюджет проекта был удвоен, как только «Голодные игры» стали суперхитом

Американские рецензенты по инерции описывают Чикаго из положенной в основу фильма одноименной книги Вероники Рот («Дивергент» – первая часть трилогии) как «кошмарное тоталитарное государство», но если посмотреть картину без идеологических шор, то окажется, что город-государство изображен с симпатией и что многие его правила продуманны и мудры. Чем плохо то, что страной руководят люди, упражняющиеся в аскетизме и в заботе о других? Или то, что в судах сидят не мошенники и обманщики, а прирожденные правдорубы? Да, жизнь в Чикаго сурова, особенно для внефракционных жителей, но это естественно для страны с ограниченными ресурсами. Лишь немногие государства могут содержать «лузеров» как королей. При этом в мире Рот у каждого подростка равные начальные шансы, и даже дети лидеров не получают поблажек. Разве это не мечта борцов с коррупцией? Главный же аргумент в пользу будущего Чикаго состоит в том, что герои фильма защищают миропорядок, а злодеи хотят его перекроить (по крайней мере так в первом фильме). Сравните этот расклад с «Голодными играми», где злодеи – консерваторы, а герои – революционеры.

Впрочем, социально-политические проблемы в фильме играют вторую скрипку (очень жаль – это интереснейшая тема). В центре повествования находится взросление и возмужание главной героини, которая проходит путь от стеснительной девочки до уверенной в себе воительницы. В этом отношении «Дивергент» напоминает как «Гарри Поттера», так и первого «Терминатора», однако картина проводит слишком много времени, живописуя тренировки Трис. Потому что они хоть и рискованны (испытания Бесстрашных начинаются с прыжков из едущего поезда!), но все же по определению не столь драматичны, как война с врагами, которые всерьез хотят убить героиню. Тот же «Терминатор» куда круче, и «Голодные игры» тоже легко обставляют «Дивергента». В сущности, первая и вторая трети картины – это затянувшееся вступление перед кульминацией, в которой свистят настоящие пули. И если в «Поттере» такая сюжетная схема компенсировалась тем, что школьные занятия героя были россыпью чудес, то Трис в основном проходит через банальные военные тренировки, которые можно увидеть в любой картине о новобранцах.

Зои Кравиц, которая играет лучшую подругу главной героини, – дочь музыканта Ленни Кравица, снимавшегося в «Голодных играх»

Может быть, фильм спасают колоритные второстепенные персонажи, скрашивающие занудность стрельбы по мишеням и игры в «Зарницу»? Нет, здесь тоже провал. И это, пожалуй, главная беда «Дивергента». На фоне ярчайших героев «Поттера» и «Голодных игр» большинства персонажей нового фильма просто не видно. Так, лучшая подруга Трис выделяется лишь кофейным цветом кожи, а основной военный злодей – татуировками и пирсингом (среди Бесстрашных это поощряется, и их отряды выглядят как набранные в армию панки). Даже Кейт Уинслет, изображающая зловещую заговорщицу из фракции Эрудитов, не может ничего толкового сделать со своей «картонной» героиней, чьи мотивы остаются загадкой. (Чего не хватает ученым-Эрудитам? Денег на мензурки?)

Финал картины, впрочем, компенсирует многие провалы предшествующих сцен, поскольку он получился напряженным, кровавым и трагическим (герои одерживают лишь пиррову победу). Хороша и исполнительница главной роли, хотя, откровенно говоря, у Вудли маловато харизмы для изображения Трис, и она не до конца «продает» духовную эволюцию девушки. Но мы знаем на примере «Сумерек», что в «женском» кино привлекательный герой важнее убедительной героини, а англичанин Тео Джеймс для такого фильма – диво дивное. Паттинсон и Лотнер плачут в углу от зависти, потому что Джеймс красив, мужественен и элегантен, а его герой умен, заботлив, добросердечен и незаменим в бою. Плюс в нем есть нотка трагизма, и он может быть упоительно искренним. На фоне такого парня любой бойфренд, реальный или вымышленный, покажется «лузером»!

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?