Для того чтобы почувствовать настоящее горе и испытать счастье его преодоления, совсем не обязательно самому бросаться во все тяжкие. Иногда достаточно посмотреть крепкую драму о битве полов с хорошими актерами
Всего несколько лет назад Элеанор Ригби и Конор Ладлоу были счастливейшей парой Нью-Йорка. Их не пугало ни равнодушие отца Конора, ни откровенное неприятие нового члена семьи родителями Эл, ни незавершенная учеба в университете, ни финансовые трудности – будущее казалось молодой паре светлым и бесконечно теплым… Но трагедия переламывает обоих супругов пополам, после неудачной попытки самоубийства Эл исчезает из жизни Конора и пытается начать все сначала. Однако связи не разорваны, нити любви еще крепки, а тяга друг к другу остается непреодолимой. Элеанор и Конор встречаются снова, но теперь это совершенно новые люди.
«Все семьи счастливы одинаково, каждая семья несчастна по-своему» – этими словами Толстого можно начинать львиную долю рецензий на голливудские драмы, коих за год выходит несчетное число. Разнообразие здесь действительно велико, хоть и крутится вокруг всего нескольких страстей, эмоций и проблем. Другое дело – готов ли зритель погружаться в чужие проблемы, да еще и без малейшей возможности использовать чужой опыт в собственной жизни (несчастны-то все по-своему, как мы помним)? Это большой вопрос. Одним сюжетом о нечастной любви в кино сейчас уже не заманишь, нужны нетривиальные ходы.
У «Исчезновения Элеанор Ригби» такой ход есть. Точнее, был. Режиссер и сценарист Нед Бенсон задумал интересный эксперимент – свою историю разлада в одной отдельно взятой семье он снял с двух точек зрения, женской и мужской. Два фильма получили одинаковое название «Исчезновение Элеанор Ригби» и подзаголовки, соответственно «Она» и «Он», были показаны в Каннах, отмечены интересом жюри и обласканы критикой. Дальше в дело вступил суровый прагматизм прокатчиков и дистрибьюторов – из двух картин постановщику было велено сделать одну (кто пойдет в кинотеатр на трехчасовой двойной сеанс, рассказывающий, по сути, одну историю дважды?), да еще и сократить ее до удобоваримого хронометража. В результате всю свою магию «Исчезновение» утратило, превратившись во вполне стандартную драму о жизненном кризисе, охватившем сразу нескольких человек.
Впрочем, не будем сгущать краски. Картина, хоть и перестала быть стилистически отличной от других, шарма своего не утратила, в первую очередь благодаря великолепным актерам. Джеймс МакЭвой и Джессика Честейн, безусловно, входят в число талантливейших артистов своего поколения, и любоваться ими можно бесконечно, тем более что надоесть или примелькаться их лица не успевают – слишком уж плотно нашпигована лента событиями, а диапазон эмоций, которые переживают герои, а с ними и актеры, необычайно велик. Кроме того что оба невероятно красивы в этом фильме, между Честейн и МакЭвоем чувствуется настоящая искра, та самая «химия», которая непременно требуется там, где авторы желают получить сочувствие зрителя.
Сочувствие «Исчезновение» получает с легкостью, но вместе с этим сочувствием зрителя не оставляет и чувство недосказанности, намеренно впрыснутое в, казалось бы, очевидную любовную историю. Автор сразу предлагает нам погрузиться в пучину кораблекрушения, ничего не рассказав о том, обо что разбилась любовная лодка. Лишь ближе к финалу ответ на все догадки становится очевиден, только к самому концу мысли и чувства героев упорядочиваются в голове зрителя, но это лишь одна сторона рассказа. По большому счету режиссера, кажется, не беспокоит, что случилось, как случилось, чем закончится разрыв. Куда интереснее ему наблюдать за тем, как через свою боль и разрыв проходят герои. А переживают расставание они действительно интересно: есть здесь и заламывание рук, и истерические нотки, и необязательный секс на стороне, и еще более необязательное признание в нем. Герои МакЭвоя и Честейн слишком разные, чтобы одинаково воспринимать мир, даже при том, что кажутся двумя половинками одного целого. Поэтому она ищет защиты в доме родителей, в компании меланхоличной профессорши или в поиске работы, а он замыкается, вгрызается в безнадежный бизнес и дерется с лучшим другом. Оба при этом «подглядывают» друг за другом, оценивая степень страданий.
Лобовой перевод оригинального названия картины все слишком упрощает. «Исчезновение» в контексте истории любви, которая не отпускает главных героев, правильнее понимать не как пропажу, а скорее как пустое место, вакуум, оставленный в мире обрушением воздушного замка бесконечного счастья одной отдельно взятой семьи. Этот вакуум втягивает в себя близких и не очень людей, завихряет эмоции и ускоряет бег крови по венам. Наверное, это то самое «нечто», которое и делает все несчастные семьи несчастливыми по-своему.