Соцреалистический очерк о становлении отечественной IT-индустрии – идеальное воспитательное кино с точки зрения нынешнего Министерства культуры
Соцреалистический очерк о становлении отечественной IT-индустрии – идеальное воспитательное кино с точки зрения нынешнего Министерства культуры
На заре новой России двое студентов, Борис (Ткачук) и Сева (Хаматов), решают написать программу морфологического поиска. Затея оказывается столь успешной, что в один прекрасный момент серьезный мужчина в правительственном кабинете объявляет им, что такая могущественная компания просто обязана принадлежать государству.
Историю создания и последующего триумфа выдуманного отечественного поисковика, в котором без труда угадываются черты «Яндекса», еще на стадии производства только ленивый не сравнивал с «Социальной сетью» Дэвида Финчера. Тем интереснее, что на выходе получилось кино прямо противоположное заокеанскому собрату, и обилие неброских средних планов – последнее, о чем в этой связи хочется говорить.
Если перед просмотром признания авторов про «собирательный портрет всей отечественной IT-индустрии» еще вызывают легкое недоумение, то после финальных титров все встает на свои места. Голливудская производственная драма про чертовски крутого говнюка, движимого завистью и целым букетом комплексов, закономерно обернулась в наших широтах неравной битвой хорошего с лучшим и прочим терпением и трудом, которые, как известно, все перетрут.
Дорисовать на афишу эпитет «доброе кино» мешает лишь отсутствие в картине Михаила Галустяна. По концентрации доброты «Стартап» с завязанными глазами даст фору самым громким кинохитам Ивана Пырьева. Сумрачный гений Борис лишь однажды повздорит со своим более говорливым компаньоном Севой, и то не из-за корыстных побуждений или там женщины, а по сакральным для соцреалистического канона дисциплинарным вопросам. Проверяя жизнеспособность программы, герои сначала решат вбить в поисковик слово «грудь» вместо напрашивающегося «сиськи», а затем и вовсе остановятся на благонадежном существительном «смысл».
И c точки зрения жанра все эти сценарные трюки более чем оправданны, ведь неумолимые законы нынешнего времени и так не благоволят добру. Сейчас уже не заполнишь экран вредителями и агентами империалистических разведок, а портрет Путина, которым остроумно начинается и заканчивается фильм, едва ли может стать адекватным эквивалентом многозначительных сталинских транспарантов. Вот и остается авторам отбеливать и без того безупречную слоновую кость. Зато прототипы, включая серьезных мужчин в кабинетах, наверняка останутся довольны.
С 3 апреля в кино.