Про то, как ради выживания киносаги последняя «Нарния» сражалась с мексиканскими наркобаронами, боролась с необычайными бурями и переживала разрыв со студией.
«Боже, – стонет Майкл Аптед. Звучит это как нечто среднее между вздохом, смехом и зевком. Беседа проходит во время последней стадии марафонского постпродакшна его последнего проекта, который отнял у него больше трех лет жизни и заставил намотать несчетное количество миль вокруг всего земного шара. – Чего только с нами не случалось: экономический кризис, смена студий, мексиканские нарковойны…»
«Нарнию», похоже, занесло вдруг в жанр фильмов-катастроф. За год до этого разговора… Корреспонденты EMPIRE стоят на съемочной площадке «Хроник Нарнии: Покорителя Зари», третьего фильма фантастической саги, снятой по произведениям К.С. Льюиса. Мы находимся на борту огромного раскачивающегося макета корабля, сконструированного на пляже рядом с Брисбеном.
Человек с мохнатыми ушами и в ярко-зеленых лосинах жалуется нам, как он задолбался все утро приводить в порядок свою машину, которую ночью накрыла песчаная буря, одна из самых сильных в истории Австралии. Мы ему сочувствуем (если вам интересно – это был фавн, чьи козлиные ноги впоследствии пририсуют на компьютере). Несмотря на столь драматичные сюрпризы со стороны погоды, настроение у всех преотличное – режиссер и его молодые актеры хохочут. Все очень счастливы, что они в Австралии, – главным образом потому, что они могли сюда вообще не попасть.
«В сочельник 2008 года звонит мне продюсер и говорит: “Ты, главное, не волнуйся”, – рассказывает, морща свое неправдоподобно красивое лицо, Бен Барнс, он же Каспиан Десятый, король Нарнии и капитан корабля “Покоритель зари”. Я ему: “Окей. Но я все же немного поволнуюсь, если ты не против”».
В то Рождество у Барнса были на то все основания. И не у него одного. Всем, кто был занят в «Нарнии», Санта преподнес тот еще подарочек. После двух первых фильмов – «Лев, Колдунья и Волшебный шкаф» и «Принц Каспиан», в котором появился Барнс, – в Disney решили, что больше не будут финансировать дальнейшие приключения Аслана, семейства Певенси и их диковинных суетливых друзей, и двери вышеупомянутого шкафа закрылись на неопределенный срок. Цифры не впечатляли: если первый фильм собрал во всем мире огромную сумму в 745 миллионов долларов, то на «Каспиане…» удалось заработать лишь 420 миллионов. Конечно, на множестве других студий были бы в восторге от такого улова, но если вы пытаетесь раскрутить что-то вроде нового «Гарри Поттера», то сборы на уровне «Элвина и бурундуков 2» – это явно не то.
И Мышь решила, что со Львом ей больше не по пути. Это решение ошеломило всех, не в последнюю очередь потому, что «Покоритель зари» считается едва ли не лучшей книгой саги – и уж точно самой кинематографичной. В продолжении «Принца Каспиана» в Нарнии оказываются только Люси и Эдмунд Певенси (Джорджи Хенли и Скандер Кейнс – EMPIRE), которых вместе с действующим всем на нервы кузеном Юстасом (Уилл Поултер, «Сын Рэмбо» – EMPIRE) через три нарнийских года втягивает в картину с изображением океана. Они оказываются на борту «Покорителя Зари», отплывающего на поиски семерых изгнанных Лордов Нарнии. На каждом шагу их ждут сражения на мечах, таинственные земли, диковинные создания и неистовые штормы.
«Мы были потрясены, – вспоминает продюсер Марк Джонсон. – Сидели и гадали: “Куда теперь податься? Сумеем ли мы кого-либо заинтересовать?” Это был тяжелый удар».
Для Аптеда отказ Disney от фильма был лишь логическим завершением на редкость безрадостного препродакшна. В 2007 году этого заслуженного британского режиссера наняли на замену Эндрю Адамсону, режиссеру двух первых «Хроник» (в «Покорителе» Адамсон указан как один из продюсеров). Релиз фильма изначально планировался на 2009 год, но Аптеду тут же пришлось препираться со студией, которая почти сразу перенесла дату выхода на 2010 год. Одновременно руководство студии начало изыскивать способы заработать побольше при меньшем бюджете.
«После премьеры “Каспиана…” они провели переоценку всего бренда и пришли к выводу, что нужно поменьше снимать на местности и побольше в студии, – объясняет Аптед. – Идеальным местом для съемок была большая студия с огромным искусственным водоемом в мексиканском городе Росарито. К несчастью, в то время в Росарито была еще одна достопримечательность, которая кинопроизводству отнюдь не способствовала, – война между полицией и местными наркоплохишами. Мы приехали туда и приступили к работе. И тут началось: то заявляется полиция, то местные ополченцы… Рядом со студией внезапно вырастали блокпосты, кругом разговаривали про убийства в Тихуане… На работу приходилось ездить в бронеавтомобилях, жили мы на охраняемой территории… И при этом мы снимаем семейное кино! В общем, мексиканский вариант нам несколько разонравился…»
Вариант со съемками в Европе был рассмотрен и отвергнут как слишком дорогостоящий. Новая Зеландия и Австралия тоже оказались не по карману. И в начале 2009 года в Disney решили, что с них хватит. А потом началась забастовка сценаристов.
«Народ ударился в панику, – рассказывает Аптед, который в это время возглавлял Гильдию кинорежиссеров. – Проблемы были не только у нас – во всей голливудской индустрии царило полное смятение».
Но, к счастью, более оптимистически настроенная студия встала у штурвала, и «Покоритель зари» снова лег на верный курс. Теперь «Нарния» принадлежит 20th Century Fox. Вскоре после того как Disney вышел из игры, компания приобрела права на потенциальную экранизацию четырех оставшихся книг про Нарнию. В Fox проявляли интерес к проекту еще раньше, когда шла длительная подготовка к съемкам «Льва, Колдуньи и Волшебного шкафа». Вполне возможно, что студия выбросила кучу денег на чужую сломанную игрушку, однако многие склонны считать, что Fox удалось за бесценок отхватить настоящее сокровище.
В книжной эпопее «Покоритель зари» – это тот этап, на котором начинается собственно действие, то есть заканчиваются описания того, как не по годам развитые детки скачут от восторга при виде жеманных говорящих мышей, и начинаются приключения, драконы и битвы с гигантскими морскими чудовищами. Что, без сомнения, куда интереснее.
«По поводу более низких кассовых сборов “Каспиана…” нельзя сказать, что маркетинг был плох или что мы неправильно выбрали дату премьеры. Тут дело в самом фильме, – отвечает Джонсон на вопрос, сохранится ли, по его мнению, для третьей части саги тенденция к падению кассовых сборов. – Точнее, в самой книге “Принц Каспиан”. Это ведь не столько рассказ о мире Нарнии, сколько этакое шекспировское повествование о том, как Каспиан пытается найти убийцу отца. А вот “Покоритель зари” – это большое приключение. В нем масса островов, где на героев то и дело нападают!»
«Это точно, фильм совершенно не похож на два предыдущих, – добавляет Аптед. – Мы не возвращаемся в Нарнию, мы создаем совершенно новый мир… Мне кажется, этот фильм немного взрослее. У нас есть очень крупные, впечатляющие сцены – взять хотя бы это масштабное морское сражение».
Что, очевидно, подразумевает масштабные съемки на воде? А вот и нет.
«Я переговорил со всеми режиссерами, снимавшими на воде, – Питером Уиром, Гором Вербински – они все в один голос говорят: “Не вздумай!”, – сообщает Аптед. Мы стоим вместе с ним рядом с макетом корабля, выполненным в натуральную величину. Однако судно вовсе не раскачивается на океанских волнах; оно стоит на гигантском кардановом подвесе на берегу этого самого океана, в результате чего создается полная иллюзия того, что “Покоритель зари” спущен на воду. – Ну, мне хватило ума последовать их совету…»
В сцене с морским чудовищем кораблю-декорации приходится совсем не сладко. Он отчаянно кренится то на один, то на другой борт, а на палубе повзрослевший Эдмунд на какое-то время становится новым героем саги и рубит гадов в капусту, что ранее было исключительной привилегией его старшего брата.
«Здесь Эдмунд выходит на первый план, – говорит Кейнс, который немного подрос, заматерел и вообще выглядит не так угрюмо, как в предыдущих эпизодах. – Иногда как-то странно было, что тут только мы с Джорджи и нет Уильяма (Мосли, исполнителя роли Питера – Е) и Анны (Попплуэлл, она же Сьюзан – Е). Но рубиться на мечах очень здорово».
«Покоритель зари», который выйдет на экраны кинотеатров в декабре, отличается от своей первоначальной версии. За три года, прошедших с тех пор, как Аптед впервые ступил на палубу, сценарий многократно переписывался, а съемочных площадок у фильма было больше, чем фантастических островов в океане Нарнии. К тому же для «Покорителя» нашлась новая гавань.
«Согласился бы я еще раз снять такой фильм? – Впервые за время нашего интервью Аптед разражается громовым хохотом. – Об этом пока рано говорить. Я, само собой, тогда понятия не имел, во что ввязался, и нам пришлось пройти через тяжелые испытания, но, по-моему, фильм от этого стал только лучше. Согласился бы я? Согласился бы я? Знаете, “никогда не говори никогда…”»
Fox осторожно намекает на четвертую серию, «Серебряное кресло», в которой есть великаны и нет Певенси. По крайней мере, Марк Джонсон смотрит в будущее киносаги с уверенностью.
«Наконец-то все закончилось. Мы обрели новый дом. Знаете, я до сих пор тесно общаюсь со многими ребятами из Disney и твердо верю, что они желают нам успеха, – он замолкает, поправляет очки и тихо усмехается. – Хотя, возможно, не такого уж громкого».