
Один из наиболее мощных информационно-интеллектуальных всплесков вокруг Киры Муратовой и ее кино произошел в 1997 году после выхода "Трех историй". "Три истории" оказались грамотным "пиаром" "НТВ-ПРОФИТ" - громким дебютом кинокомпании. Компания, нацеленная на выпуск массового жанрового кино, привлекла к себе внимание тем, что профинансировала фильм "полочного", некассового, ни на кого не похожего режиссера, живущего вне идеологии и ангажемента. Автора, который начиная с "Коротких встреч" придерживался особого смыслового и этического русла - жанра социо-психологического, общечеловеческого тупика...
Один из наиболее мощных информационно-интеллектуальных всплесков вокруг Киры Муратовой и ее кино произошел в 1997 году после выхода "Трех историй". "Три истории" оказались грамотным "пиаром" "НТВ-ПРОФИТ" - громким дебютом кинокомпании. Компания, нацеленная на выпуск массового жанрового кино, привлекла к себе внимание тем, что профинансировала фильм "полочного", некассового, ни на кого не похожего режиссера, живущего вне идеологии и ангажемента. Автора, который начиная с "Коротких встреч" придерживался особого смыслового и этического русла - жанра социо-психологического, общечеловеческого тупика
("Тупик нашего времени. Жанр как тупик" - изобретение московских концептуалистов С.Ануфриева и В.Захарова, сделанное в 1997 г., в то время как Кира Муратова разрабатывала эту золотоносную культурологическую жилу в противоположном направлении: тупик как жанр).
Новый фильм Муратовой, "Второстепенные люди", в очердной раз показывает, что ей нравится делать кинематографические "подлянки": совмещать наблюдательность и страстность с циничным жанровым рассчетом. Такое совмещение поставило "Второстепенных людей" в один ряд с "Танцующей в темноте" Ларса фон Триера. Играя по законам Голливуда фон Триер довел стандартные жанровые каноны американского кино до абсурда, до черты, за которой стало неясно, с чем мы имеем дело - с тонким вкусом или полным отсутствием такового. Фон Триер "вырастил" "Танцующую", двигаясь от краев "вмещающей" жанровой пустуты к центру - к "Золотой пальмовой ветви". Муратова по-женски заставила жанр играть на своем поле, перемещаясь от центра к периферии: заполнила форму "черной" комедии системой собственного видения.
Муратова не проверяет гармонией ницшеанскую алгебру. Популярные классические этюды, которые в советское время звучали по "Маяку", а сейчас сопровождают телевизионные рекламные ролики, бездомная и безработная Вера исполняет дурно, но с чувством. И говорят они не о каком-то дополнительном смысле, а о крайней бессмыслице, тупике, об отсутствии любого значения, о патовой ситуации. Пат - любимое положение персонажей - второстепенных людей - на шахматной доске любого муратовского фильма. Куда бы герой ни пошел, его "король" (личность) окажется под ударом. Условие, означающее также и "ничью": что бы ни сделал, ты победил и продулся одновременно.
Эксклюзивные песни Бьерк делают восприятие происходящего в фильме фон Триера утонченнее, и не давая зрителю прийти в себя, забрасывают его в поднебесье музыки, чтобы потом больно приложить об асфальт сюжета, свернувшего за время песни в сторону, откуда нет выхода. Арии Веры, узнаваемые с первой ноты, заштампованные радио и рекламой, более жизнеутверждающи. Когда человеку нечего сказать, потому что обстоятельства загнали его в угол, он мелодичым речитативом цитирует рекламные слоганы, как опустошающую молитву, которая помогает прошибить дно реальности, выйти вон и жить дальше. Музыкальные номера Веры действуют, как приевшийся, но по-прежнему рефлекторно смешной прием американской комической, вроде "торта в лицо" или изымание стула, вызывающее рефлекторный кощунственный смешок, тут же сменяющийся острейшим сочувствием - фирменное муратовское переключение от видимости к сущности дела.
Можно сказать, что она снова опередила время. Съемки "Второстепенных людей" начались раньше, нежели в среде наших кинематографистов заговорили о новом "добром" кино.