Поклонникам «Шага вперед» и «Уличных танцев» лучше не травмировать свое чувство прекрасного, а вот поклонникам реалистичного британского юмора душой на этих танцульках отдохнуть – это то, что доктор прописал
Страстная любовь юного Брюса к латиноамериканским танцам была в самом прямом смысле слова отбита хулиганами накануне важнейшего для мальчика соревнования. Двадцать пять лет спустя Брюс даже не помышляет о прежнем увлечении и мирно тянет свою скучную холостяцкую лямку. Только новая влюбленность способна преобразить давно потерявшего легкость и гибкость толстяка – на работе появляется новая сотрудница Джулия, веселая, красивая и питающая страсть к сальсе. Очаровать девушку своей мечты Брюс сможет, только если справится со своими детскими страхами и снова вернется на танцпол.
О количестве сюжетов в мировой литературе искусствоведы спорят уже не один век: кто-то считает, что их 36, кто-то насчитал 27, бытует мнение, что их и вовсе всего 4. С разной степенью фантазии новые авторы лишь облачают старые скелеты в новые одежды и выдают за свои достижения. Прочитав синопсис новой британской комедии «Танцуй отсюда!», насмотренный зритель навскидку назовет два-три десятка фильмов, в которых герой оказывается в той же ситуации, что и персонаж Ника Фроста Брюс, когда приходится преодолеть страх и неуверенность прошлого, вернуться к тому, что ты действительно любишь и умеешь, выпустить страсть наружу и все преодолеть. Весь вопрос лишь в том, во что на сей раз облачено это вполне очевидное послание зрителю.
Послание облачено в комедию. В тот поджанр, который столь любим Джадом Апатоу и Эдгаром Райтом, – главными героями являются кидалты, пусть каким-то образом закрепившиеся во взрослой жизни, даже добившиеся определенного успеха и положения, но где-то внутри остающиеся детьми, подростками с кучей комплексов, не решенных в свое время, надежд и не сбывшихся мечтаний. Главный герой картины давно задвинул в дальний угол призы и грамоты, полученные в 13-летнем возрасте за свои танцевальные успехи, давно отказался от претензий на покорение мира, обрюзг и превратил жизнь в бесконечную череду рутинных рабочих будней и не менее рутинных дружеских выходных. Однако даже таким потерянным, казалась бы, для драматургии персонажам выпадает шанс преобразиться. В данном случае – нарядиться в яркую шелковую рубаху со стразами, штиблеты и выпорхнуть бабочкой на танцпол.
Сорокалетний толстяк на танцевальной площадке – само по себе смешно, но режиссер Джеймс Гриффитс, словно посчитав, что этого недостаточно, добавил неуклюжести и неуместности во всю остальную жизнь своего героя. Однажды отказавшийся от своего «я» Брюс вынужден всю оставшуюся жизнь жить в ограниченном пространстве собственноручно выстроенного гетто. Кидалт Ника Фроста не помешан на комиксах, старинных пластинках и цитатах из классических «Звездных войн», но его внутренний ребенок тоже не вырос, пусть и по иным причинам. Все, что ему нужно, это чтобы кто-то авторитетный сказал фразу: «Не нужно бояться того, что о тебе скажут окружающие…»
Столь изощренно упаковавшему в оберточную бумагу свою историю преодоления Гриффитсу оставалось лишь подобрать актеров на ведущие роли. Нику Фросту не впервой исполнять роли здоровых детин, одновременно симпатично трогательных и неуклюже раззявых, в «Танцуй отсюда!» ему не нужно ничего выдумывать, достаточно идти на поводу у поклонников. Крис О’Дауд обычно выступает куда более умным комиком, но здесь ему досталась роль главного задиры, пошляка и ловеласа, тоже по-своему неуклюжего и продолжающего жить в вымышленном мире школьных хулиганов. Рашида Джонс словно продолжает играть в «Парках и зонах отдыха», разве что не смотрит в камеру, как это принято в сериале. Больше других пришлось преобразиться Иэну МакШейну – его мы привыкли видеть в роли брутального злодея, здесь же заслуженный британский актер исполняет роль мастера-учителя, обязательного для картины о потерявшем веру в себя ученике, и обыгрывает все принятые для этого образа штампы.
Складывая вместе все компоненты фильма – не самый оригинальный сюжет, не выходящие за рамки амплуа актеры, не претендующий (пока) на «Оскары» режиссер – можно было бы сказать, что «Танцуй» – это очередной «проходняк», на который не стоит тратить время. Все так, если бы не одно «но». Даже два. Первое – танцы. Кроме шуток, перед Фростом и О’Даудом стоит снять шляпу, они действительно стараются показать не просто эпилептический припадок, а настоящую румбу и сальсу. Второе – та легкость, с которой актеры погрузились в предложенную сюжетом ситуацию. Заинтересованность в результате и приятельские отношения актеров заметны на экране и проникают в зал, в героев просто невозможно не влюбиться. Толстяков и неуклюжих танцоров, может быть, не так просто любить. Зато это весело и по-латиноамерикански горячо.